Лето красное пропели

В первые дни Каннского кинофестиваля состоялось сразу двепремьеры, имеющие непосредственное отношение к России. Показали участникаосновного конкурса – фильм «Лето» Кирилла Серебряникова. Программа «Особыйвзгляд» открылась фильмом украинского режиссера Сергея Лозницы «Донбасс». Обекартины вызвали широкую дискуссию, однако их художественные качества осталисьна втором плане.

Картина «Донбасс» наполнена армией карикатурных персонажей,участвующих в несмешной клоунаде не серьезную тему войны на западе Украины. Тутпоказаны постановочные съемки выпусков новостей с актерами, вместопострадавших, и травля военнопленных, грабеж, произвол, бессмысленные убийства.Да, у автора есть право на свою позицию. Однако, поражает насколько однобоко,безапелляционно и агрессивно он ее транслирует. Тем самым Лозница демонстрируетлибо махровый пропагандистский цинизм, либо беспрецедентную зашоренностьсознания.

Другой российский кинорежиссер Андрей Звягинцев, которыйвошел в жури Каннского кинофестиваля в этом году, в свое время снимал кино овечном – о добре и зле, о человеческой природе. Потом он переключился на болееприземленные и сиюминутные аспекты российской действительности. Таким образомЗвягинцев покинул орбиту спутника планеты Земля, опустившись на высоту птичьегополета. Все равно высоко, но уже не то. В этом смысле Сергей Лозница был иостается на уровне моря, откуда трудно заметить что-либо, кроме собственногоотражения в волнах. С такого ракурса не оценишь сложность, объем ипротиворечивость реальности. Его предыдущий фильм «Кроткая» спасла качественнаялитературная основа – повесь Достоевского. «Донбасс» спасать было нечем.

Никто не говорит, что описанных в фильме событий не было,или быть не могло. Могло быть даже хуже. У зла есть формы и воплощения, которыенам трудно себе представить. Однако, надо ли их показывать без какого-либоосмысления и рефлексии? И можно ли относить их лишь к одной стороне конфликта,когда очевидно, что война ужасна во всех своих проявлениях и по ту, и по этусторону баррикад? После просмотра фильма хочется крикнуть – хватит делать вид,что советские солдаты не насиловали немецких женщин, когда вошли в Берлин. Ещекак насиловали. Потому что война – это калейдоскоп обоюдного насилия. Ключевоеслово – обоюдного. 

Демонстрация фильма «Донбасс» сама по себе является актомнасилия. Ибо подобные фильмы – оружие в информационной войне, лишающее врагачеловеческого облика, чтобы можно было уничтожать его без чувства вины. Утешаетодно – невысокое качество лишает это оружие разрушительной силы. Фильм скучный,лишенный каких-либо кинематографических изысков и выдающихся актерских работ.Если бы не усилия отборщиков Каннского кинофестиваля, радиус поражение можнобыло бы свести к нулю.

Очень много ожиданий и тревог было связано с готовящейсякартиной о Викторе Цое. Культовая фигура рок-музыканта уже давно вдохновляла кинематографистов,образ Цоя просился не экран. Сложилось только теперь, и то с трудом – множествопроблем с приобретением прав на музыку, режиссера задержали прямо на съемочнойплощадке, Серебряников монтировал «Лето» находясь под домашним арестом. В итогечудо – премьера на Каннском фестивале.

Артист, исполнивший роль Виктора, кореец Тео Ю не говоритпо-русски, но осознает свою ответственность перед зрителем. Отвечая на вопросыжурналистов, он сказал, что понимает насколько значима фигура Цоя в России.»Это все равно, что играть Иисуса» – признался он. Музыкант Рома Зверь,исполнивший роль Майка Науменко и выступивший музыкальным продюсером картины,также указал на колоссальный вклад музыки Цоя в российский рок и в культуру вцелом.

Все эти слова остались бы пустым звуком для иностранногозрителя если бы не остроумный прием автора «Лета»: фильм наполнен не толькоотечественной, но и западной музыкой того времени. Показав на когоориентировалась Виктор Цой и Майк Науменко, автор вписал советский рок вмировой музыкальный контекст, продемонстрировали единство мировой рок-культуры.И сделал это изящно, вмонтировав полноценные музыкальные клипы в сюжет фильма,дополнив их оригинальной анимацией, придав объем повествованию.

Второй пласт фильма «Лето» – трогательная история отношенийтрех главных героев. Некоторые свидетели описанных в фильме событий ставят подсомнение достоверность воспоминаний Натальи Науменко, на основе которых написансценарий Михаила и Лили Идовых. Однако, такли важно имел место любовный треугольник в реальности или нет, когда речь идето художественном фильме? Так или иначе, дружеские и целомудренно-романтическиеотношения героев показаны очень тонко, ненавязчиво и психологически достоверно.Во многом это заслуга Ирины Старшенбаум, исполнительницы главной женской роли.Эпоха брежневского застоя любовно отражена в фильме в многочисленных деталях.Еще одно достоинство картины воплощает персонаж под именем Скептик, то и деловмешивающийся в сюжет фильма. Выкрикивает «не похож», когда в кадре появляетсялицо Тео Ю в роли Цоя. Или показывает табличку с надписью «этого не было» послеочередного музыкального анимированного аттракциона. Эта самоирония, безусловно,украшает картину и еще больше развязывает автору руки.

Все эти составные части сложились в трогательныйретро-фильм, который смотрится на одном дыхании. И что же из всего этого букетапривлекло больше всего внимания? Конечно, арест режиссера и политическаяситуации в России.

На пресс-конференции, посвященной фильму «Лето», львинаядоля вопросов имела весьма отдаленное отношение к фильму. Много раз звучало имяПутина, возникали навязчивые попытки увидеть в историческом фильме критикусовременной российской действительности. Да, там ее можно отыскать. Но этодалеко не главное, что там есть. 

Так или иначе, если подобная конъюнктура поможет хорошемуроссийскому фильму получить приз на престижном международном фестивале, никтоне расстроится.

Есть и другой претендент из России – в самом конце фестиваляпокажут конкурсный фильм «Айка» Сергея Дворцевого. Картина снимается уже пятьлет, ее премьера назначена на последний день фестиваля, поскольку режиссер всееще доделывает фильм, обещая успеть в срок и вписаться в программу. В основесюжета «Айки» история эмигрантки из Киргизии, живущей и работающей в Москве.

Так сложилось, что Каннский фестиваль – это не толькоискусствоведческий киносмотр, но политически окрашенное мероприятие. Поэтомунередко контекст становится важнее содержания фильма. Остается тольконадеяться, что награды будут распределены исходя из представлений жюри опрекрасном, а не в соответствии с местной политической корректностью. 

А что думаете Вы?!

Email адрес не будет опубликован.