Шекспир, молоток, осьминог, Трэвис Скотт, Элджей. Пак Чхан Ук

Как и почему творчество корейского режиссера отпечаталось в поп-культуре

Вчера на экранах кинотеатров появилась новая картина культового корейского режиссера Пак Чхан Ука «Решение уйти». Фильм удостоился приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале. Это история в лучших традициях мастера — запутанная, сложная, эмоциональная. Премьера — отличный повод вспомнить, за что так полюбился Пак Чхан Ук любителям кино по всему миру.

Влияние режиссера на мировую поп-культуру куда обширнее, чем может показаться на первый взгляд. Не так много его фильмов на слуху. Широкому зрителю творчество режиссера не особо известно, многие его работы вообще не попадали в широкий прокат и так и остались фестивальным кино. Кино для фанатов кино, для посвященных. Кино для тех, кто готов разбираться во всех его тонкостях и не боится трудностей, понимает контекст и не ищет легкого развлечения. Пока зрители не очень охотно шли на его картины в кинотеатры, энтузиасты, многие из которых потом сами оказались в индустрии, засматривали его произведения. Разбирали их на молекулы, пристально изучали каждое движение мастера. И вдохновлялись, повторяли в своих работах дословно или ловко цитировали на грани узнавания. Уникальный стиль автора постепенно распространялся, проникая в поп-культуру всё сильнее и сильнее. И стал неотъемлемой её частью. Но что делает его таким особенным?

Разберемся на примере «Олдбоя», самого известного фильма режиссера и единственного, который получил признание у более широкого круга зрителей. Первое, что бросается в глаза, — это , само собой, эстетика. Мрачная, грязная картинка, предельно реалистичное изображение насилия, длинные планы и яркие образы, нетривиальная работа с цветом и пространством, отточенный монтаж. Но это только декорация. Декорация для многослойной трагедии, как будто перенесенной к нам из времен Софокла. Сложной, глубокой, но не выглядящей архаично. Режиссер создает на экране одновременно фантасмагорическую и эмоциональную историю, которая оставляет после себя тяжелый осадок. Фильмы Пак Чхан Ука неделимы, каждый их элемент, технический или драматургический, работает на общую картину. При всей любви к визуальным изыскам, первична здесь именно драма, вечная человеческая драма о преступлении и наказании, о мести. Страшная, жестокая, изобретательная, но такая реальная и осязаемая. В фильмах режиссера причудливо переплелась киноязык триллеров Хичкока и литературная традиция Шекспира, Достоевского и других классиков.

Но если отсылки к сюжетным перипетиям может быть сложно отследить, то визуальные заимствования, как правило, куда более очевидны. И вот некоторые из них.

Драка в коридоре — один из самых запоминающихся эпизодов «Олдбоя». Референсы к этой хореографически сложной сцене, снятой одним дублем, встречаются чаще всего. Самые яркие примеры — аналогичные сцены из сериалов «Сорвиголова», «Проповедник», из клипа Элджея «360»

   

Главный герой в одной из сцен ест живого осьминога. Этот яркий визуальный образ так же стал культовым. Отсылки к нему могут встречаться в самых неожиданных местах, например, в фильме «Конг: Остров черепа», где Кинг Конг пародирует главного героя «Олдбоя» О Дэ Су, поедая гигантского кракена. Из отсылок в музыкальной индустрии — клип Трэвиса Скотта «Franchise».

Без «Олдбоя» не было бы таких мировых хитов, как «Драйв», «Рэйд», «Джон Уик». Но история О Дэ Су— далеко не единственная достойная внимания картина режиссера. Вся трилогия мести («Сочувствие господину Месть» и «Сочувствие госпоже Месть»), «Порочные игры» и остальные картины так же заслуживает просмотра. И кто знает, может быть, «Решение уйти» окажется таким же важным фильмом, как и самая известная работа мастера?

 

А что думаете Вы?!

Email адрес не будет опубликован.