Недетские забавы: кто создает анимационные сериалы

За что мы любим мультсериалы и их создателей.

Много лет назад (году так в 2000) по телевизору в России крутили «Футураму» и «Симпсонов». Мне было лет 11, и если истории про жёлтую семейку я находила довольно забавными, то 31 век с мутантами и роботом-алкоголиком вызывал у меня страх и даже отвращение.

Эти чувства поддерживал мой отец, категорически требовавший переключить канал, если вдруг мы натыкались на Фрая, Лилу и Бендера. Лет 6 спустя я подарила диск со всеми (на тот момент) сериями «Футурамы» своему молодому человеку и даже согласилась дать мультсериалу шанс. Мой возлюбленный довольно быстро уснул, а проснулся через несколько часов от моих всхлипываний — шла серия Jurassic Bark (та самая, про собаку).

Ни Белый Бим, ни Хатико ни до, ни после не заставляли меня так рыдать над, казалось бы, довольно простой историей. «Футурама» делит первое место лучших драмеди в моём личном топе с «Клиникой», авторы которой так же безжалостно и резко переходят от комедии к трагедии. Но это история не о том, как я перестала бояться и полюбила Мэтта Грейнинга. Она о волшебстве.

Ханна-Барбера

Родоначальником современной мультипликации принято считать студию Уолта Диснея. В какой-то степени так и есть, конечно, но есть один дуэт, который отвечает именно за мультсериалы, какими мы их привыкли видеть. Уильям Ханна и Джозеф Барбера (как Маркс и Энгельс, ага) сначала подарили миру «Тома и Джерри», работая на студии MGM, а затем создали собственную студию, назвав её в честь себя скромненько «Ханна-Барбера». На этой студии вышли «Флинстоуны», «Скуби-Ду», а позже «Суперкрошки» и «Самурай Джек». После смерти обоих создателей студия прекратила своё существование, и её заменила Cartoon network со взрослым блоком Adult swim. Именно в этом блоке выходит немалая часть современных мультфильмов, популярных среди людей, ходящих пешком под стол разве что в состоянии крайнего алкогольного опьянения. «Рик и Морти», «Металлопокалипсис», «Мистер Пиклз», «Пол-литровая мышь», и прочие произведения, к которым детей и людей с нежной психикой нельзя подпускать даже на пушечный выстрел — все они производятся и транслируются Adult Swim, прародителем которого стала студия «Ханна-Барбера». Впрочем, учитывая жестокость «Тома и Джерри», это вполне вполне логичный результат деятельности студии. Морти, у тебя всегда должен быть чан с кислотой.

Геннди Тартаковски

В этом месте мы переходим к работам одного из величайших аниматоров современности (не буду врать, мой любимчик), вышедшего из-под крыла Ханны и Барберы. Это, конечно, Дженнди (он же Геннадий, он же Геннди, он же Гога, он же Гоша) Тартаковски. Не спешите ронять слёзы патриотической гордости, Тартаковски — американский художник: выросший в США и никак не ассоциирующий себя с Россией. О русских аниматорах тоже поговорим, но позже. Так вот, Тартаковски в первую очередь известен своим угловатым стилем рисунка, плавной и сложной анимацией и молчаливостью персонажей. Кроме того, Тартаковски умудряется крайне изящно сочетать юмор и детскую непосредственность с жестокостью и безысходностью. Такой путь прошёл его «Самурай Джек», начавший на Cartoon network и закончивший много лет спустя на Adult swim финальным сезоном настолько мрачным, что Ларс Фон Триер кажется душкой. Из других его работ заслуживают внимания «Войны клонов», получившие «Эмми», «Лаборатория Декстера» и, пожалуй, исключительно коммерческое зрелище «Отель Трансильвания» («Монстры на каникулах», пусть и довольно посредственное в своём сценарии, но очень хорошее в анимации.

А потом был сериал Primal / Первобытный, который возвёл режиссёра в ранг главного современного телевизионного 2D аниматора. Это не я придумала, это умные люди так говорят. Например, Джон Фавро, молчаливый «Мандалорец» которого подозрительно напоминает персонажей Тартаковски. Впрочем, скорее у них просто общие корни — персонажи Куросавы и Леоне.

Большинство современных образцов анимации строятся на диалогах. Работы Тартаковски строятся на картинке, действии и тишине. Тишина в его проектах — самое выразительное средство. У «Первобытного» нет ни одного перевода на русский, потому что в сериале нет ни одного слова. Только кровавый поход первобытного человека и самки тиранозавра, потерявших свои семьи. Чистый, незамутнённый эстетический кайф.

Уоррен Эллис и Кастлвания

Работы Дженнди Тартаковски часто сравнивают с комиксами — у них действительно много общего из-за раскадровки, динамики и немногословности персонажей. Тут самое время вспомнить о том, как к созданию анимационной экранизации игры привлекли автора комиксов. Речь идёт об Уоррене Эллисе, создателе культового «Трансметрополитена» (когда-нибудь мы увидим сериал по этому шедевру), которого позвали писать сценарий к сериалу по «Кастлвании». Вообще-то «Кастлвания» — это старая японская игра, прославившаяся своим сюжетом (про графику тридцатилетней давности довольно сложно что-то говорить). Эллис смог не только довольно бережно перетащить её на Netflix, но ещё и значительно усложнить и доработать по пути.

Он контрабандой пронёс в незатейливую историю о борьбе с Дракулой и прочими мистическими злыднями немного личной мизантропии, которая в итоге стала основополагающим мотивом для большинства персонажей. Почему Дракула и его приспешники хотят уничтожить человечество? Потому что человечество — мудаки. Почему главные герои хотят спасти человечество? Потому что надо, хотя черт его знает, достойно ли оно спасения — в этом сильно сомневаются даже положительные персонажи. И тут они похожи на главного героя «Трансметрополитена» Спайдера Иерусалима, который делает свою работу, потому что должен, а не потому что ему нравятся его сограждане. А ещё там хорошие диалоги и отличные шутки.

Джастин Ройланд и Алекс Хирш

Алекс Хирш и Джастин Ройланд вместе работали над диснеевским проектом «Рыбология». Ещё до этого Ройланд вместе с Дэном Хармоном начали измываться над персонажами трилогии «Назад в будущее», что в итоге привело к выходу «Рика и Морти» на AdultSwim. Хирш настолько упарываться не хотел и пожелал действовать тоньше, что позволило ему остаться на «семейном» «Диснее» и там же выпустить «Гравити Фолз», который изначально был задуман как головоломка для взрослых, но покорил абсолютно всех, чем удивил даже своего создателя.

«Гравити Фолз» — это редкий пример шоу, чьё закрытие не огорчает, а даже радует. История рассказана, лето закончилось. Сам Хирш говорит, что закрыл сериал, потому что любит его: «Я закончил его тогда, когда был уверен, что это необходимо. Я не хотел, чтобы у Диппера и Мэйбл закончились загадки и они бы просто сидели и смотрели телевизор. Я хотел сохранить новизну».

«Гравити Фолз» и «Рик и Морти» шли фактически одновременно и любовь получили примерно равную (от взрослых, по крайней мере). Учитывая давнее знакомство Хирша и Ройланда, избежать мыслей о кроссовере было невозможно. Но этого не случилось (оно и к лучшему). Однако без пасхалок всё-таки не обошлось. В одном из эпизодов «Рика и Морти» на экране появляется силуэт Билла Сайфера. А ещё ручка, блокнот и кружка, залетевшие в портал в «Гравити фолз», вылетают из портала в «Рике и Морти». Фанаты нашли ещё массу менее очевидных отсылок, их можно посмотреть в этом видео.

Как мультфильмы делаются на коленке

Пожалуй, самое лучшее в анимации — это то, что для её создания не нужна большая команда и миллионы денег. Нужен талант, упорство и очень много времени (чем меньше людей в команде, тем больше времени). Два ярких примера создания шоу фактически в одно лицо — это отечественный сериал Metal family и ютуб-проект «Отель Хазбин».

«Отель Хазбин» — это проект художницы Вивьен Медрано, над которым она работала несколько лет. Пилотная и пока единственная серия шоу вышла ютубе осенью прошлого года и немедленно завоевала популярность. Это довольно (и даже слишком) яркое шоу про создание в аду центра реабилитации для грешников. С песнями и чёрным юмором. Вивьен Медрано была широко известна в узких кругах ещё до работы над «Отелем» как автор комикса «Зоофобия». Потом она начала собирать деньги на «Патреоне» на новый проект, выкладывая наработки. Таким образом «Отель Хазбин» обзавёлся немаленькой фанбазой ещё до своего выхода, что для сольных проектов, надо сказать, редкость.

Впрочем, мой личный фаворит — это отечественный проект Metal family, над которым художница Алина Ковалева много лет работала сначала одна, а потом вместе со своим мужем. Началось всё с музыкального видео о знакомстве главных героев на песню Avantasia — The Story Ain’t Over. А затем вышел первый сезон из 10 серий, в котором авторы рассказали потрясающую историю довольно странной, но обаятельной семьи. Работа над одним эпизодом занимает несколько месяцев, причём делают авторы это всё в свободное время на пожертвования фанатов и деньги от продажи мерча. На данный момент это, пожалуй, лучший авторский независимый проект в России. Соавтор Алины Ковалевой Дмитрий Кузмич работал также над проектом BatMetal (это сложно описать, это надо видеть).

И пара слов про коронавирус

Пока студии были вынуждены приостанавливать съёмки и развлекать себя нишевыми проектами в условиях карантина (лучший — Staged), аниматоры и художники продолжили работать, довольно быстро и ловко приспособившись к новым правилам игры. Несмотря на приведённые выше примеры, анимация — это всё равно дорого, сложно, долго и кропотливо, но она не требует пребывания сотни людей в одном помещении. Например, большинство известных нам проектов анимируется на аутсорсе (так дешевле), так что работа на расстоянии мультипликаторам не в новинку.

Так, уже известно о возрождении сериалов «Пол-литровая мышь» и «Бивис и Баттхед». Пришлось подстраиваться и сериалам — например, финал седьмого сезона «Черного списка» решили сделать анимационным. Завершать как-то сезон надо было, а локдаун снимать не давал.

Теле- и кинопроизводство всё время эволюционирует, становясь дороже, сложнее и интереснее. Анимационное производство тоже не стоит на месте, и давно уже вышло за рамки детских мультиков. Пандемия коронавируса не остановила и не сломала шоу-бизнес, а лишь подстегнула те изменения, которые и так уже давно назрели. И теперь даже мамонты вроде Sony pictures animation вынуждены признавать — будущее за взрослой анимацией. И это будущее волшебно.

А что думаете Вы?!

Ваш электронный адрес не будет опубликован.