Кубизм: искусство преодоления формы и пространства

Среди всех направлений модернизма кубизм всегда стоял особняком. Стороннему наблюдателю, увидевшему полотна этого стиля впервые, может показаться, что течение является не более чем попыткой сгладить переход от реализма к абстракционизму. В чисто техническом плане с таким утверждением можно частично согласиться, но философские идеи, лежащие в основе кубизма, придают ему особую художественную и интеллектуальную ценность.

Более подробную информацию, можно получить на сайте https://kyiv.gallery/ru/kartiny/kubizm

Философские основания

Потребность обновления западноевропейской художественной традиции привела к появлению различных течений модернизма. Наметившийся переход от изображения действительности, воссоздаваемой сообразно традиционным канонам красоты, к новому эстетическому видению мира был частично реализован в импрессионизме. Затем эстафету подхватили фовисты, чьи колористические опыты дали возможность художникам использовать цвет по своему усмотрению. После этого переход к экспериментам с формой стал вопросом времени.

На картинах кубизма заметен разрыв с академической традицией. Художники отказываются от методов обозначения линейной перспективы, использовавшихся в европейской живописи в течение пяти сотен лет. Таким образом мастера пытаются освободить наше восприятие от иллюзий. Все объекты, изображенные на холстах в классической живописи, демонстрируются только с одной стороны и с пространственными искажениями. Зритель оказывается заложником визуального диктата традиции и формирует неадекватное представление о геометрии предметов. Кубисты попытались решить эту проблему путем разложения трехмерного объекта на совокупность плоскостей и их дальнейшего соединения в двухмерном измерении. Эти эксперименты, реализованные на холсте, позволяют освободить мышление от шаблонов восприятия и представить мир в ракурсе, доступном только нашему разуму. Кубизм с самого начала своего существования заявил о себе как об интеллектуальном искусстве, вторгающемся в область непосредственного взаимодействия человеческого сознания и действительности.

История появления и дальнейшее развитие

Ранние попытки начать исследование пространственных характеристик объектов наблюдались в творчестве Поля Сезанна, который настаивал на необходимости «рассматривать натуру, как совокупность простых форм – сфер, конусов и цилиндров». Пабло Пикассо и Жорж Брак дали собственную интерпретацию его советам и основали новое направление. Сам термин «кубизм» появился с подачи искусствоведа Луи Вокселя, который отметил, что на холстах Брака все фигуры имеют кубические очертания. Использованное им словосочетание «кубические эксцентричности» через несколько лет трансформировалось в известный всем термин. Новое направление испытало также влияние африканского племенного искусства, которым восхищался Пикассо. Первая выставка картин кубизма кисти Брака состоялась в 1908 году. После этого метод быстро набирает популярность и уже в 1911 году в Салоне Независимых свои работы представляют публике Роберт Делоне, Фернан Леже и Жан Метцингер.

Искусствоведы выделяют три периода развития направления. На раннем этапе, который начался в 1907 году, Пикассо и Брак вырабатывают принципы нового метода под воздействием работ Поля Сезанна. В это время художники стремились исследовать сложные формы путем их деконструкции на кубы, цилиндры и конусы. Революционный метод уже демонстрирует солидный исследовательский и интеллектуальный потенциал, но еще опасается собственного радикализма.

На этапе аналитического кубизма художники начинают разворачивать трехмерные формы для демонстрации всех сторон объектов в двухмерной плоскости. Знаковым для этого периода стал Портрет Амбруаза Воллара кисти Пикассо. Для картин аналитического кубизма характерны: внимание к композиции, разложение сложных форм на множество плоскостей различной степени прозрачности, размытие границ между объектом и пространством.

Синтетический этап завершает эволюцию метода. В этот период основатели течения используют технику коллажей, включая нехудожественные материалы из нашего быта. Ключевая идея синтетического кубизма – соединение мира искусства и реальности на холсте. Полотна этого времени более красочны, чем во время аналитического исследования форм.  

Кубизм в Украине

О новом течение в европейском искусстве украинские художники узнали благодаря путешествиям по Европе. Оттуда они привезли не только новые техники, но и свежий взгляд на искусство. В Украине апостолами нового течения стали Александр Богомазов и Александра Экстер. Примечательно, что их эксперименты не сводились к простому копированию достижений Пикассо и Брака. Они соединили принципы кубизма с футуризмом и основали традицию кубофутуризма. На их полотнах взрывная энергия динамизма удачно сочеталась со стремлением к построению абстрактных конструкций. Кубофутуризм полностью отказался от необходимости имитировать природу и открыл возможности свободной интерпретации мира. В своем трактате «Живопись и элементы» А. Богомазов обосновывает необходимость обновления искусства изменением ритма жизни и проникновением техники во все сферы жизни. Заметное влияние на становление течения в Украине оказал также Казимир Малевич. Его ученики анализировали геометрию объектов и активно использовали в своем творчестве достижения супрематизма и конструктивизма.     

Кубизм: картины известные во всем мире

Самой известной картиной кубизма Пикассо по праву считается «Авиньонские девицы», с которой фактически и началось развитие направления. Изначально художник придумал для полотна совсем другое название – «Философский бордель», но позже сменил его на известное ныне имя по совету Андре Сальмона. Цветовая гамма картины содержит намеки на периоды творческого становления мастера, именуемые «розовым» и «голубым». Лица девушек на полотне напоминают африканские маски.

Еще одно знаковое полотно – «Дома в Эстаке», написанное Браком. Для художника эта картина стала первой после многих лет работы в направлениях импрессионизма и фовизма. Холст привлекает внимание кубическими формами пейзажа и особым колористическим балансом, где теплые тона используются для переднего плана, а холодные – для заднего.

Особого внимания заслуживает также серия работ «Музыкальные инструменты». Эти картины Пикассо посвятил изучению связей между формой и звуком. На полотнах можно увидеть распадающиеся на части скрипки и гитары. Создается впечатление, что мастер пытался найти способ передачи звуков художественными средствами. Эти работы являются лучшей иллюстрацией потенциала синтетического кубизма.

Кубизм в современном искусстве Украины

Основные этапы своего развития революционный метод прошел еще до начала Первой мировой войны. Несмотря на это, современные украинские мастера успешно используют его принципы в своем творчестве, сочетая их с техниками других направлений модернизма.

Ирина Колесникова

Художница работает в жанре сюжетной композиции. Техника деконструкции объектов на небольшие фрагменты удачно сочетается с теплой цветовой гаммой. В ее работах также ощущается влияние абстракционизма и символизма. Полотна Колесниковой приковывают к себе взгляд потрясающей детализацией и сложностью образов. Для ее манеры характерны яркие контрасты и тяготение к плоскости.

Виктор Чумаченко

Переосмысление идей модернизма помогло художнику выработать свой уникальный стиль. Модификации пространственных параметров объектов сочетаются с впечатляющими цветовыми контрастами. В этой манере Чумаченко работает в жанре пейзажа, преобразуя привычные панорамы согласно художественным идеалам искусства модернизма. Работы мастера заставляют задуматься и взглянуть по-новому на окружающий мир.

Сергей Веренич

Интерес художника к трансформациям геометрии объектов и пространства во многом обусловлен любовью к архитектуре. Элементы реального и воображаемого перемешиваются в причудливых комбинациях на холстах Веренича. Архитектурные пейзажи оживляет деконструкция сложных объектов на лоскутки и простые геометрические фигуры. Впечатление такое, что на полотнах мастера распадаются не только объекты, но и цвета. Абстрактные конструкции в безвременном пространстве поражают своей продуманностью и монументальностью. 

А что думаете Вы?!

Ваш электронный адрес не будет опубликован.