История становления психологии как науки

Представление о душе и теле появилось еще в древние времена, когда у людей возникли начальные понятия о материальных (люди, вещи, растения, животные) и нематериальных (образы, эмоции, воспоминания) явлениях. В дельнейшем именно на их основе зародились принципиально противоположные философские направления.

Становление психологии как науки о душе

По сей день люди находятся в поисках ответов на вопросы о том, что представляет собой душа, какие задачи она выполняет и насколько тесно связана с материальным телом. Если вас тоже интересуют эти вопросы, читайте про психологию человека на psychologyka.ru. Первоначальные попытки отыскать истину были осуществлены древнегреческими философами. Демокрит считал, что душа является материальной, и смерть тела также приводит к ее смерти. Платон создал философию подлинных сущностей – идей, которым противостоит материальный мир. Посредником является мировая душа. Согласно ему, душа бессмертна. Аристотеля можно назвать автором первого психологического исследования, именно ему принадлежит трактат «О душе».

К началу 17 века наблюдается бурное развитие естественных наук, математики, механики. Именно в это время психология формируется как самостоятельная область знаний. В этот период душа ассоциируется с сознанием и связывается с работой мозга. Источник знаний – наблюдение человека за собственным внутренним миром. Существенный вклад в психологию в этот период ее развития внесли ученые Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Джон Локк.

В 19 веке развитие психологии происходило под влиянием эволюционного учения Чарльза Дарвина. Также интересны исследования И. Мюллера, Э. Вебера, Г. Гельмгольца о закономерностях развития чувствительности и экспериментальная психология Макса Вебера. В России данной проблемой занимался Владимир Бехтерев. Благодаря перечисленным выше выдающимся ученым и философам психология обретает статус самостоятельной экспериментальной науки. Именно в 19 веке зарождаются понятия о душе, сознательном и бессознательном. Также данный этап знаменует собой формирование новых направлений:

  • бихевиоризма,
  • психоанализа,
  • гештальтпсихологии.

Становление понятия души как предмета психологии

В античную эпоху формируется идеалистическое и материалистическое представление о душе. Идеалистическое направление было представлено Сократом и Платоном, которые утверждали о бессмертности души. Материалистическое направление представляли Демокрит, Анаксагор, Анаксимен, стоики. Они считали душу материальной, состоящей из атомов.

В 17-19 веках предметом психологии становится сознание, то есть способность людей чувствовать, запоминать и мыслить. О том, что душа и тело взаимосвязаны, впервые упомянул Декарт.

Основоположником структурализма в 19 веке стал Вильгельм Вундт. Он же считается основателем экспериментальной психологии, поскольку его деятельность была направлена на изучение структуры сознания. Функционализм – еще одно заметное направление психологии этого периода. Его основатель Уильям Джеймс занимался изучением функций сознания, гласной среди которых он считал адаптацию.

Третий этап приходится на 1910-1920 годы, именно в это время в США зарождается бихевиоризм. Его основоположник Дж. Уотсона изучал поведение человека и пришел к выводу, что сознание в нем не принимает никакого участия, происходит лишь процесс механического повторения и запоминания действий.

Наконец, четвертый этап становления предмета психологии связан с именем Зигмунда Фрейда – основоположника психоанализа, который исследовал связь сознательного и бессознательного. Личность, по его мнению, состоит из подсознания, сознания и бессознательного. Бессознательное не может перейти в сознание, оно способно проявляться лишь в сновидениях.

А что думаете Вы?!

Email адрес не будет опубликован.