«Что это такое, черт возьми?»: Бэнкси обвинил устроителей его выставки в ЦДХ в зарабатывании денег на его работах. Он разрешения не давал

Британский художник-граффитист Бэнкси обвинил организаторов его «персональной выставки» в московском Центральном доме художника (ЦДХ) в том, что они зарабатывают деньги на его имени и на его работах, тогда как он сам никогда не берет денег с людей, которые хотят увидеть его творчество.

В среду в своем Instagram он опубликовал скриншот переписки с неким пользователем. Показав фотографию фасада ЦДХ с баннером выставки Бэнкси, поклонник художника написал ему, что за вход с посетителей там берут около 20 фунтов (на самом деле, цена за вход — от 550 до 650 рублей, что равно примерно 7-8 фунтам, а билет с экскурсией стоит около 16 фунтов — Прим. ред.).

Бэнкси выразил крайнее удивление, что в столице РФ идет его «персональная выставка», и заявил, что не имеет к ней никакого отношения. Он напомнил, что не берет денег за свое искусство.

«Это вообще не имеет ко мне никакого отношения. Я не беру с людей денег за то, чтобы они увидели мои работы», — написал Бэнкси.

В ответ на призыв как-то отреагировать на происходящее в Москве, Бэнкси написал, что он «не тот человек, к которому следует обращаться с жалобами на экспозицию картин без соответствующего разрешения».

View this post on Instagram

A post shared by Banksy (@banksy) on


Организаторы выставки в Москве подтвердили, что художник действительно не имеет никакого к ней отношения.

«Да, Бэнкси не имеет отношения непосредственно к выставке, мы никогда этого не скрывали. Но он продает свои авторизованные принты коллекционерам, не запрещая их выставлять в галереях. У нас представлены именно эти авторизованные работы», — написали они под постом Бэнкси.

На выставке представлены около 100 экспонатов, среди которых уличные объекты, редкие принты, фотографии, а также оригинальные работы, существующие в единственном экземпляре. Экспозицию составили произведения из коллекций галереи Lilley Fine Art, нескольких музеев современного искусства, а также частных собраний более 30 коллекционеров.

Еще на открытии выставки ее продюсер Александр Начкебия сказал, что организаторы не пытались связаться с самим художником. «Мы решили не обострять и без того не очень понятные отношения с художником, потому что, несмотря на то что никто не знает, кто он, у него довольно серьезная команда профессионалов, которая это все отслеживает, и мы не хотели раскачивать лодку», — подчеркнул продюсер.

Тогда же он заявил, что Бэнкси вряд ли сказал бы что-то хорошее о выставке в Москве, так как «он никогда не говорит ничего хорошего о людях, которые за деньги показывают его искусство».

За 2,5 месяца работы выставку посетило 250 тыс. человек

За 2,5 месяца работы в Центральном доме художника первой выставки работ Бэнкси ее посетило 252 тысячи человек.

Таким образом, если сохранится текущая динамика, то общее количество посетителей выставки за время ее работы до 2 сентября 2018 года составит около 300 тысяч человек.

Организаторы уже заявили, что эта выставка будет самой посещаемой в истории всех выставок Бэнкси, в том числе организованных им лично.

«У нас представлены исключительно авторизованные работы — никаких кусков стен, вандально вырезанных против воли Бэнкси. Все работы имеют сертификаты подлинности. Привезти его работы в Москву, тем более на центральную площадку, согласовать 70-метровые баннеры на несколько месяцев, убедить коллекционеров в том, что работы вернутся обратно, — это было очень нелегко», — сообщил ТАСС продюсер, организатор выставки в России Александр Начкебия.

Словесный портрет Бэнкси: белый, около 40 лет, одет неряшливо, серебряный зуб, серебряная серьга…

В 2003 году журналист The Guardian Саймон Хаттэнстоун, которому удалось пообщаться с Бэнкси с глазу на глаз, описывал его так: «Белый, 28 лет (теперь уже больше 40), одет неряшливо — джинсы, футболка, серебряный зуб, серебряная цепь, серебряная серьга. Выглядит как что-то среднее между Джимми Нейлом и Майком Скиннером из The Streets».

С тех пор Бэнкси не показывал своего лица журналистам. И тем самым только подогревал интерес прессы и конспирологов к своей личности.

В 2016 году поисками уличного художника номер один занялись британские ученые. Специалисты из Лондонского университета королевы Марии пришли к выводу, что Бэнкси — это Робин Каннингем из Бристоля, которого еще в 2008 году подозревали в создании граффити-провокаций. Для обнаружения Бэнкси ученые привлекли криминологов и бывших детективов из нескольких стран. Они проследили привычные маршруты Бэнкси, проанализировав места, где чаще всего появляются его рисунки. В выборку ученых попали 140 работ в Лондоне и Бристоле, принадлежащих уличному художнику. В ходе анализа выяснилось, что места их расположения совпадают с пабами, футбольными полями и домашними адресами, где проживал или часто бывал Каннингем. Однако представители Бэнкси эти догадки опровергли.

В том же 2016 году The Daily Mail написала, что Бэнкси — это Роберт «3D» Дель Ная, участник трип-хоп группы Massive Attack. Изучив маршруты туров Massive Attack за 12 лет, издание выяснило, что работы Бэнкси появлялись именно в тех городах, где выступала группа. Дель Ная — уроженец Бристоля, занимался граффити с 1980-х годов и входил в стрит-арт группу The Wild Bunch. Он известен как родоначальник бристольского трафаретного граффити, которое считается визитной карточкой Бэнкси. Дель Ная самостоятельно оформлял все обложки для альбомов Massive Attack, и при взгляде на пластинку Heligoland (2010) действительно кажется, что это работа его предполагаемого альтер-эго.

Сам Дель Ная признавался, что Бэнкси — его «приятель», который приходил послушать «пару концертов». Дель Ная присутствовал в документальном фильме Бэнкси «Выход через сувенирную лавку», а тот написал предисловие для книги музыканта «3D и искусство Massive Attack». Их связывают и общие друзья, такие как музыкальный продюсер Джефф Бэрроу из Portishead, написавший саундтрек для «Выхода…». Музыка Massive Attack также сопровождала открытие отеля, который построил Бэнкси на границе Израиля и Палестинской автономии.

Бэнкси занялся граффити в 14 лет. В конце 1990-х он расписывал стены родного Бристоля в составе группировки DryBreadZ Crew. Со временем его задумки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от стражей порядка, он решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так зародился неповторимый стиль Бэнкси, для которого характерны минималистичные монохромные рисунки (нередко с какой-нибудь яркой деталью или надписью красного цвета) и неизменно — на остросоциальную тематику, отмечает ТАСС.

Визитной карточкой художника стали изображения крыс. Один из друзей Бэнкси предположил, что этого зверя он выбрал неслучайно: слово «rat» (крыса) является анаграммой слова «art» («искусство»). Правда, в своей книге «Wall and Piece» Бэнкси признался, что этот факт он осознал уже спустя годы после того, как стал изображать грызунов на стенах городов.

Со временем Бэнкси значительно расширил географию своего творчества и создал уникальные шедевры граффити в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, Берлине, Тель-Авиве и еще десятках городов мира. Его работы настолько популярны, что их вырезают вместе со стенами и продают за сотни тысяч долларов на международных аукционах (в среднем они оцениваются в сумму свыше 500 тыс. долларов). Однако сам художник монетизацию своего творчества не одобряет, считая, что искусство должно быть достоянием всего общества.

Бэнкси не ограничивается аэрографией — он также занимается перформансами и масштабными инсталляциями. В 2015 году художник открыл парк «Дисмаленд» (от английского dismal, что означает «угрюмый», — анти-Диснейленд). Четырьмя годами ранее он получил номинацию на премию «Оскар» за документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», которая рассказывает не столько о Бэнкси, сколько о творческом пути художника Тьерри Гетта под псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). После выхода этого фильма появилось бесчисленное множество теорий относительно личности Бэнкси: фанаты пытались найти в кино «пасхальные яйца», которые могли бы приоткрыть завесу тайны, а некоторые и вовсе считали, что Тьерри Гетта и есть Бэнкси. До этого ходили теории, что «в миру» Бэнкси работает мясником, а также что под этим псевдонимом орудует не художник, а художница.

Работы Бэнкси, выставленные в Москве, застрахованы на 10 млн фунтов

Экспонаты первой персональной выставки всемирно известного уличного художника Бэнкси в Москве застрахованы на 10 млн фунтов, среди них «Мона Лиза» и портреты Кейт Мосс.

«Общая стоимость страховки составила 10 млн фунтов. Есть несколько особо ценных экспонатов. У нас еще должен был быть один экспонат — полицейский фургон, но, к сожалению, мы не смогли его привезти. Только он один должен был стоить 10 млн фунтов», — сообщил продюсер выставки Александр Начкебия.

Одни из самых ценных произведений выставки — «Мона Лиза» и коллекция из принтов с Кейт Мосс.

«Есть две работы, которые называются «Он отстойно пишет цветы» и «Большая золотая рама». Когда на них смотришь, хочется сказать, как некоторые люди и делают: «Я тоже так нарисую». Когда я эти работы увидел, мне они тоже показались сомнительными. Но когда я почитал историю этих работ и провенанс, я понял, что это очень ценные работы. И еще очень ценная обезьяна на створках окон. Их всего две в мире», — добавил продюсер.

А что думаете Вы?!

Email адрес не будет опубликован.