Заславский о Караченцове: В его игре не было фальши
О том, в чем состоял секрет невероятной популярности Николая Караченцова, рассказал корреспонденту «МИР 24» российский театральный критик, ректор Российского института театрального искусства и ведущий программы «КультТуризм» Григорий Заславский.
«Как и некоторые другие актеры звездной и богатой талантами труппы «Ленкома», Караченцов работал в этом театре еще до того, как его главным режиссером стал Марк Захаров, — сказал он. — Но одним из главных артистов этого театра он стал именно в эпоху Марка Захарова, который занял Николая Караченцова уже в первом своем успешном спектакле. Это был «Автоград XXI». Потом был спектакль «Тиль», который сейчас все вспоминают, как одно из самых сильных театральных произведений середины 70-х годов. Спектакль, который определил публике того самого сильного романтического героя, которым был силен театр Марка Захарова».
По мнению Заславского, Караченцов стал героем безгеройного времени, доказывающим и как бы утешавшим публику театра и зрителей кино, что можно быть честным и бескомпромиссным, можно быть искренним и безоглядным в своих чувствах, что можно жить на все сто! Не боясь себя, не ограничивая себя в чувствах, точно так же, как и не ограничивая себя в мыслях. Его эмоциональная безграничность была метафорой безграничности и свободы мыслей, идей, полагает Заславский. И именно за это так полюбили его графа Рязанова в спектакле «Юнона и Авось». В спектакле, который был поставлен давно, но много десятилетий был жив и любим именно благодаря участию в нем Николая Караченцова.
Кончиты менялись: одна сменяла другую, третья вторую, а Караченцов оставался константой этого спектакля. Этот фирменный караченцовский надрыв был абсолютно органичным. В нем не было фальши, – сказал Заславский.
Как свойственно очень большим актерам, Николай Караченцов был свободен в разных амплуа, говорит театральный критик.
«Он, безусловно, был героем-любовником. Хотя, если говорить об амплуа, то с этим актером история достаточно запутанная, поскольку он абсолютно органичен был и в амплуа простака. В нем замечательно уживались эти две совершенно не зависящих друг от друга актерских ипостаси. Воплотив эти качества в своих главных ролях в театре и кино, он, как по-настоящему большой актер, никогда не отказывался и от ролей второго плана и даже от эпизодических ролей. Как, например, его актер из авангардного спектакля в фильме Марка Захарова «12 стульев». Или не самый главный герой в фильме «Приключения Электроника». Этот немножко кукольный и ненастоящий злодей, которого с таким удовольствием Караченцов сыграл в этом любимом советском детском фильме».
Напомним, актер Николай Караченцов скончался в Московской городской онкологической больнице за день до своего 74-летия. Прощание с ним пройдет в «Ленкоме» 29 октября, в этот же день в театре будет сыграть спектакль «Юнона и Авось» в память об актере.