Узнай об исполнителе хитов «Веснушки» и «Никто» больше.
Узнай об исполнителе хитов «Веснушки» и «Никто» больше.
Впервые популярность 33-летний Юрий Николаенко обрел как актёр. Теперь он – известный музыкант NЮ. В середине мая Николаенко выпустил новый альбом под названием «Жизнь д», где нет места так полюбившейся миллионам его фанатов лирике. В эксклюзивном интервью «МУЗ-ТВ» исполнитель хитов «Веснушки», «Никто», «Твой поцелуй» рассказал о работе без продюсера, проекте VESNA305, жизни в Москве и отношениях с бывшей женой.
NЮ
Юра, чем альбом «Жизнь д» отличается от твоих предыдущих работ? В плане звучания, смыслов…
Он всем отличается. И по звуку, и по смыслам. Я в принципе пробую делать разную музыку. На альбоме «Жизнь д» старался отойти от любовной лирики. Это самая моя личная история. Пусть не исповедь, но рассказ. Попытка проанализировать свою жизнь, жизнь друзей, жизнь страны. Если предыдущий альбом «Безумный» был полностью о любви, скажем так, о пламене любви, об огне чувств, то «Жизнь д» — об отсутствии любви, ее дефиците, отмирании чувств во мне и вокруг меня. Плюс время такое. Не знаю, как в других городах, но в Москве весна выдалась холодной, бесчувственной, жестокой. Ты вообще не можешь вылезти из этого состояния. Хочешь просто пройтись по улице, а в лицо ветер постоянный. И альбом получился примерно такой же – злой, откровенный, в какой-то степени жестокий по отношению к самому себе. У меня с самокритикой все в порядке. В новом альбоме её достаточно.
Уже прослушав заглавный трек к новому альбому, понимаешь, что «д» в заголовке – сокращение от «дебила». Почему решил так сделать?
Тут никакой магии и мистики. Цензура шагает по миру быстрее, чем прогресс в Японии. Просто слово «дебил» стало неугодным цензуре, оскорбляющим кого-то. Правда, я так не понял, кого. В общем, сказали, будут проблемы. Проблем сейчас и так в жизни у всех хватает. Мы не решили не рисковать и ставить под угрозу весь альбом, над которым работали два года, поэтому и сократили слово.
Песня с особенной историей – так в соцсетях представлен трек «Гори, гори, моя Москва». Что это за история и насколько она самому тебе близка?
Это не я писал. Это наши менеджеры написали для привлечения внимания к треку (смеётся. – Прим.ред). В альбоме все песни с особенной историей. И эта не исключение. Вообще сама Москва – это уже особенная история. Тот, кто в ней живет, понимает всё её коварство, все её прелести. Я вот вчера ночью катался один по совершенно пустой Москве. Невероятные ощущения. Эти огромные улицы, дома. А взять какой-нибудь час-пик, когда все эти уставшие люди не знают, куда бегут. И ты такой же. Я до этого жил и учился в Санкт-Петербурге. А еще раньше в Новосибирске и Норильске. Мне есть с чем сравнить. Такой палитры противоречивых эмоций как в Москве нет ни в одном городе. Людей, впитывающих все его реалии. Москва – отдельное государство. Его нельзя сравнивать с другими российскими городами. Как уже сказал, я сам из провинции. У меня своя история с Москвой.
Правильно я понимаю, что Санкт-Петербург тебе ближе по духу и ритму жизни?
Он проще, понятнее. В Москве слишком много всего намешано. Порой сам не понимаешь, из чего она вообще состоит. Как и ты сам, потому что ты живешь в этом городе. В тебе вроде где-то и осталась та наивность, но она полностью скрыта цинизмом .
Давай вернемся в Норильск. Что больше всего запомнилось из детства?
Запомнилось вообще, что было детство. Все больше поражаюсь, как дети хотят быстро стать взрослыми и взвалить на себя ответственность. Вспоминаю нашу дружбу с ребятами в грязном дворе. Все аттракционы были из шин от машин, и досок и мы катались на них. В «ножички» играли. Купались в долгом озере, где на дне одни разбитые бутылки. После каждого купания мы выходили с порезанными ногами. Шли домой, а в кедах хлюпала кровь. Такое вот детство было. Но абсолютно счастливое! В детстве тебе мало что нужно было – друзья, тепло родителей. Первые посылы к взрослой жизни появились лет в 14, когда у всех был компьютер, а у меня нет. Появились какие-то сравнения – этот богач, а этот бедный. Там детство, наверное, и закончилось.
NЮ
У тебя же есть родная сестра Валентина. Какую роль она сыграла в твоей жизни и в каких вы с ней отношениях?
Валентина старшая сестра. Она уехала из Норильска раньше меня на 5 лет, сейчас живёт в Подмосковье. Работы много, поэтому видимся не часто. Но по жизни мы всегда были вместе. Не могу сказать, что она учила меня жизни или я её. Но, как это бывает у всех братьев и сестер, сначала бесконечно ругались и дрались. Она заставляла меня заниматься на пианино, а я это безумно не любил. Нужно было пять часов сидеть на одном стуле и играть произведения, которые тогда было сложно до конца понять и оценить. Сейчас мы чуть-чуть поменялись ролями. Валентина говорит, что это я старший. Поддерживаем теплые отношения. У нас с ней есть общий музыкальный путь, который начали два года назад. Сейчас он на паузе, но все еще впереди.
Юра, ты работаешь без продюсера. Насколько это сложно? И какие есть плюсы?
Плюс очевиден – я работаю сам на себя, ни от кого не завишу. И для такого человека как я – это вообще один из главных плюсов в жизни. Кому-то это, наверное, наоборот, вредит. В моем случае зависеть от кого-то недопустимо и невозможно. А минусы… Навыков продюсера у меня нет, поэтому мой путь развития с хорошим, грамотным продюсером, думаю, был бы в два-три раза быстрее, чем сейчас. Но я с годами перестал куда-либо спешить. Я не участвую в гонке «все сегодня и все сразу», поэтому для меня не проблема, что мы двигаемся медленно, но достаточно уверенно.
Сколько потратил на запись и раскрутку трека «Веснушки»? Он же в принципе и принес тебе широкую известность.
Мне стоила эта песня 15 тысяч рублей. Еще до записи я просто снял видео, где играю её на синтезаторе. Выложил ролик в Сеть. Был теплый отклик, но ничего особо не произошло. Выяснилось, что в какой-то момент песня стала «вирусной» в TikTok. Сам я в нем не был зарегистрирован. Просмотры видео в другой соцсети резко с 300 тысяч выросли до полутора миллиона. И на меня вышли ребята-дистрибьюторы. Сказали, что это потенциальный хит, и что они хотят её выпустить. Мы встретились, составили план. Вложили в рекламу сто тысяч рублей и пошло-поехало.
Есть треки, на которые ты ставил, но они абсолютно не зашли у слушателей?
Таких треков полно. Я вообще не угадываю. Это, наверное, еще один минус работы без продюсера. Треки, которые нравятся мне, обычно никому особо не заходят. На альбоме «Жизнь д» есть песня «Не смогу без тебя». Было много положительных отзывов еще до основного релиза, когда только её отрывок появился в Сети. В принципе и сейчас много восторгов, снятых под песню видео в соцсетях. Но очень мало прослушиваний трека. Для меня это загадка. Мне казалось, что это потенциальный хит. Может, он в альбоме потерялся, и его нужно было выпускать отдельным синглом, не знаю, честно.
Ты параллельно пишешь песни для своего проекта VESNA305. Зачем он тебе вообще?
Наверное, ты спрашиваешь от лица умного продюсера. С точки зрения менеджмента — это лишняя история. И, наверное, запускать проект не нужно было. Но в какой-то момент у меня накопилось достаточно веселых песен. А заливать их в проект NЮ, путь которого мы уже наметили, не было смысла. Не хотели нарваться на очередной провал и ещё больше запутать людей, которые будут ждать лирику, а услышат что-то веселенькое. Да и не хотелось, чтобы материал долго лежал. Взять к примеру песню «Никто», которая выстрелила в ноябре прошлого года. Припев её был написан тогда же, когда и «Веснушки», а руки у меня до нее дошли только через два года. Но здорово, что все так сложилось, что случился новый всплеск, скажем так, популярности. В общем, благодаря проекту VESNA305 я могу писать танцевальные песни. Одна из них – «Новый год» — знаковая для меня. Она без всякой рекламы гремела везде, в том числе на катке у Кремля. Возможно, если бы у меня был только проект NЮ, я бы даже не думал о веселых песнях и не писал их. Проект VESNA305 будет дальше существовать, он важен для меня.
В соцсетях написано, NЮ – это умная лирика. Ты сам что вкладываешь в это понятие?
Лирика, где нужно вслушиваться подключать душу, видеть подтексты. Я действительно очень долго пишу и выкраиваю песни. Иногда получается плохо и примитивно, но в целом я очень бережно отношусь к каждой рифме. Не допускаю, например, кровь-любовь-вновь, чтобы мотив припева состоял из двух-трех нот. При этом я прекрасно понимаю, достаточно трех нот, чтобы песня стала суперпопулярной, а порой и двух. Меня самого такой подход не устраивает. Если покопаться в припевах моих песен – они длиннее, чем нужно. Я и так пошёл на некую сделку с самим собой. Я хотел бы делать музыку намного сложнее, но мне нравится что на концертах сейчас много людей. А это напрямую связано с поп-хитами. Но мы стараемся балансировать – сохранить умную лирику, но не переусложнять. Собственно, новый альбом и показал, что люди пока не готовы к потоку моих мыслей. Их это все перегрузило. Кто-то послушал один раз и убрал в сторону, кто-то даже дослушать не смог.
Ты себя, кстати, как называешь – певец или автор-исполнитель? Например, Мари Краймбрери не любит, когда её называют певицей.
Конечно, я просто автор. Для меня авторство на первом месте.
Твои треки разбирают на цитаты. Считаешь ли это показателем успеха? И в чем вообще его измеряешь?
Цитаты – это здорово. Чем больше их будет, тем радостнее мне. Успех – он разный. Кому-то важна узнаваемость, важно давать миллионы интервью и крутиться на каждом канале. Для меня же главное, чтобы больше людей слушало мои песни. Я просто с годами превращаюсь в интроверта, поэтому к успеху спокойно отношусь.
А что тебя сделало интровертом? Плюс в одном из интервью ты назвал себя «депрессивным человеком с ужасным характером». Может, неудачи на личном фронте?
Не могу сказать, что неудачи на личном фронте были прямо неудачами. Любая встреча — по-своему это удача. У меня не ужасный характер, просто я одиночка по жизни. Девушкам это сложно понять. Например, мы едем на гастроли. Ребята звонят своим подругам. А те расспрашивают, как прошел концерт. Парни с ними делятся. Я терпеть не могу, когда меня кто-то о чем-то спрашивает. После концерта нет сил ни на что, хочется побыть наедине с самим собой. Сам понимаешь, в отношениях это проблематично, сразу обиды какие-то появляются.
Ты был женат, но не распространяешься об этом. Давай сделаем для «МУЗ-ТВ» исключение. Расскажи, сколько продлился брак, почему развелись?
Да, я был женат. Это было так давно. В общей сложности отношения длились наверное три с половиной года. А женаты мы были полгода. Не знаю, имею ли я право без бывшей жены рассказывать подробности. В общем, она пришла и сказала: «Мне нужен развод». Я сказал: «Да, конечно». Мы пошли и развелись.
Ты так легко согласился или понимал, что всё к этому идёт?
Сейчас мне кажется, я очень легко согласился. Помню, жена плакала в ЗАГСе, когда оформляли развод. Мне казалось это неуместным. Наверное, я тогда был немного зол на неё. Но в целом мы прекрасно сейчас общаемся, иногда списываемся. Она вышла замуж за иностранца, живёт за границей. Помню, уже беременная приезжала в Россию, останавливалась у меня.
NЮ
Тебя невозможно встретить на светских мероприятиях. Принципиально их избегаешь?
Только сегодня звали на два мероприятия. Я не хожу. Зарекаться не буду, но, думаю, нигде меня и не увидите. Ходить где-то с бокалом шампанского, фотографироваться – совсем не моя история. Другое дело – выступления.
С кем из коллег по шоу-бизнесу дружишь или тесно общаешься?
У меня вообще с друзьями в Москве туговато. Если и есть, то приятели, а не друзья. Не случилось за семь лет какой-то дружбы. Общение исключительно по работе. И его немного. Это еще пандемия меня так подбила. Стало нормой никуда не выходить, сидеть дома. Я прямо как в свою стихию окунулся. И все, меня отсюда не вытащишь.
Тем не менее у тебя есть фиты с коллегами по сцене. С Асией (Анастасия Алентьева) вы записали даже два – «Твой поцелуй» и «Останься». Как познакомились?
Мы познакомились на проекте «Песни», но не общались. Наш общий менеджер как-то мне написал: «Настю помнишь? Она хочет песню». Асия вообще стала первой, кто предложил мне дуэт. В итоге мы с ней списались, идеи пошли одна за другой. У трека «Твой поцелуй» был вообще другой текст припева. Сначала его написала Настя, но он не подошел. Потом я. Он полежал какое-то время. А когда вернулись к нему, поняли, что звучит слишком пафосно, чересчур драматично. Тексты у меня обычно рождаются на улице, в метро или в самолете. Так было и с фразой «твой поцелуй». Мне показалось, в этом что-то есть. Потом появился “сломанный бойлер” песни. Его половина страны не расслышала. Даже сейчас на концертах неправильно поют. Это не помешало песне стать хитом.
Такое тоже бывает. Второй фит «Останься» появился спустя год. Я пил в баре ночью и увидел, что у Насти выходит альбом. Записал ей голосовое сообщение из серии: «У тебя выходит альбом, а ты меня не зовёшь». Она ответила: «Давай-давай, конечно». Я: «Смотри, есть такой припев, но мне лень писать куплеты. Давай ты их напишешь». И в начальном варианте песни «Останься» было – че то намудил. Показали ребятам. Они сказали, что «намудил» на радио не пропустят. Мы сели и стали думать, каким словом его заменить. Накрутил, намутил… Какая-то чушь, не серьезно, думали. Но выбрали всё-таки – намутил.
А правда, что ты свои песни показывал Стасу Михайлову, Ани Лорак и Ольге Бузовой? Как это было?
Один автор предложила мне сотрудничество. У нее были тексты. Мы с аранжировщиком написали музыку к нескольким из них. И всё, отдали ей. А она уже рассылала эти треки звездам. До сих пор, кажется, рассылает (смеется. – Прим.ред). Но никто ни одну песню так и не купил. Хотя у меня есть знакомые, которые пачками песни продают. Я в ближайшее время точно ничего продавать не буду. Есть успешный дуэт с Nebezao «Если бы не ты», получивший платиновый диск. Изначально припев этой песни я писал на продажу. На меня, помню, вышел парень, хотел подарить песню своей девушке. Я написал. Подумал: «Неплохой припев получился». Парень потом слился, а со мной как раз связался Nebezao. Так и родился фит «Если бы не ты».
Юра, тебе недавно исполнилось 33. Как отметил день рождения?
В этом году никак не отмечал. Ребята, кто хотел, приехали, пару человек. На следующий день у нас был выезд в Брянск, а до этого концерт в другом городе. Сил и вообще желания отмечать не было. До утра проиграли в PlayStation. Так что в 33 я вернулся в детство ненадолго.
Как ты относишься к цифре 33?
Не верится в первую очередь. До 25 я как-то считал, а потом стало не так важно. Цифра, конечно, знаковая, сильная. И альбом, собственно, я выпустил ко дню рождения, чтобы подвести некий итог. В целом не могу сказать, что все супер, но живем потихоньку, работаем.
NЮ
Оглядываясь назад, о чём больше всего жалеешь? Что бы хотел поменять в своей жизни?
Ошибки были, нормально к ним отношусь. Ничего бы не стал менять. Одно поменяешь – всё поменяется. Из карьерного… В кино не сложилось пока. Может, и не сложится. Есть в этом некая грусть, конечно. Вот ты спрашивал про цитаты. Очень хотелось бы создать персонажа в кино, реплики которого разобрали бы на цитаты. Чтобы условно он стал как Джек Воробей.
Если говорить про финансовую составляющую, музыка тебе приносит больше, чем кино?
Сейчас, конечно, больше. Кино могло приносить больше, если бы я снимался на протяжении пяти лет из проекта в проект, но этого не случилось. Сравнивать с проектами 2014-го года невозможно.
На что ты в основном тратишь деньги?
В целом я на себя вообще не трачу. Вчера наконец-то дошел до магазина и купил себе ботинки. А то у меня были только осенние, а уже лето. Компьютер у меня стоит года так, наверное, 2009-го. Из крупных покупок – квартира в Москве.
NЮ
В октябре у тебя пройдёт концерт в Adrenaline Stadium. Расскажи о подготовке к нему.
Главное – собрать зал. То пандемия, то какие-то новые реалии. В общем, непростые времена. А так у нас сейчас тур. Я, честно подустал. Дорога выматывает. Залы растут, энергии тратим очень много. Из-за этого, к сожалению, не получается погулять по городам, аккумулируешь энергию, чтобы отработать мощно и честно концерты. В июле мы начнем готовиться к сольнику в Adrenaline Stadium. Выделил себе три месяца. Будем делать новую программу. Шоу, как у Киркорова, конечно, не будет. Но какие-то его элементы мы обязаны сделать. Это планка, которую нужно взять.