Вячеслав Полунин: Слово «весна» повернуло мою голову в обратную сторону
Народному артисту РФ, основателю театра «Лицедеи» Вячеславу Полунину 12 июня исполняется 70 лет. В рамках программы «Культ личности» советский и российский клоун рассказал телеканалу «МИР 24», как написал «Альманах Академии дураков», когда откроется выставка в Музее Москвы, посвященная его 70-летию, как слово «весна» полностью перевернуло его жизнь.
— Что Вы желаете и что дарите на свой юбилей?
Вячеслав Полунин: Красивая цифра, хотя я всегда считаю в лунах: 840 лун мне исполнилось. На этот праздник, наверное, можно подарить мне то, чего я все время жду от публики – радостную и праздничную реакцию, удовольствие – все то, что я стараюсь сделать для публики.
— В Музее Москвы к Вашему юбилею готовится выставка «Воздушные замки Славы Полунина». Это должно было быть 25 залов внутри музея, события, шоу на улице. Надолго это событие откладывается?
Вячеслав Полунин: Мы решили сразу, как только начались все эти изменения, перенести на год. В те же даты, ровно через год, в Музее Москвы откроем выставку, только она будет в 10 раз лучше, чем мы могли бы в этом году сделать. Весь этот год мы потратим на то, чтобы придумать больше разных фокусов, фантастических образов и идей для выставки.
— Спектакли, которые должны были проходить у Вас в эти дни в Москве, во МХАТе, отложены?
Вячеслав Полунин: Если есть сдвиги, то небольшие – день, два, три, неделя. Все будет то же, что мы предполагали, может, даже какие-то сюрпризы. Мы с Гидоном Кремером, с которым мы сделали спектакль «Снежная симфония», уже назначили премьеру на первые дни этой выставки. Во МХАТе начнется все с этого спектакля.
— Сколько спектаклей по всему миру Вам пришлось перенести?
Вячеслав Полунин: Это фантастическое число. Я в год делаю примерно 400 спектаклей. 200 спектаклей пришлось забрать с этого места и искать щелочки в другие времена, но все равно, я предполагаю начать выступления в России с моего тура по Сибири (я называю это «Транссибирский экспресс») и в 10 городов Сибири и Поволжья примерно в сентябре мы предполагаем поехать со своими спектаклями.
— Вы – увлеченный читатель. На самоизоляции какая книга для Вас стала открытием?
Вячеслав Полунин: Честно сказать, для меня пора писательства. Я перестал читать – начал писать. Одновременно мы в издательстве выпускаем книгу «Двести книг, который должен прочитать каждый дурак». Это главные книги, в которых вся глупость мира. Глупостью я называю странные вещи, которые выглядят, как глупости, но на самом деле важные вещи, связанные с жизнью человека. Маленький пример: как-то я начал делать спектакль. Мой дружок, которого я пригласил в этот спектакль – фантастический клоун – сказал: «Хорошо, мы завтра договариваемся, встречаемся». Завтра не пришел, послезавтра не пришел, через неделю не пришел. Мы выпустили спектакль без него, приходит Коля, я говорю: «Что ж ты не пришел, мы же договорились». Коля улыбнулся и сказал: «Весна».
Это слово повернуло мою голову в обратную сторону. С этого дня я стал взвешивать значимость моих действий по отношению к миру и окружающим, потому что весна в Петербурге, белые ночи, какой спектакль?! Нужно бежать со всеми друзьями, гулять ночи напролет, пропускать уроки и так далее. Есть вещи на свете, которые нельзя взвешивать. Если ты не подводишь кого-то, если ты выполняешь обязательства перед другими людьми, ищи все возможности, чтобы красоту и радость этого мира принять и раздать всем другим.
Так вот по поводу книг. «Двести книг…» я очень жду. К каждой книге мы сделали аннотацию, рассказали, из-за чего я ее люблю. Пример: прочитайте, пожалуйста, книгу «Суер-Выер» Юрия Коваля. Для меня такой красоты книга! Как куча оболтусов садится на корабль и отправляется искать остров счастья, как все это с ними происходит. Удивительная книга, и таких книг – одна за одной.
Еще главное – я в этом месяце написал «Альманах Академии дураков №1». Вместе с друзьями-академиками мы собрались в тишине, никто не мешает и, наконец, открылись миру. 30 лет мы были закрытым клубом, нас 60 академиков со всего света – теперь мы рассказываем о нашей философии, о смыслах, о деятельности, о бездеятельности. Думаю, что к концу лета рассыплем это все через интернет для всех, кто желает.
— Среди моих знакомых немало тех, кто ходит на Ваше «Снежное шоу» каждый год. Каждый раз это новые впечатления. Что Вам позволяет сохранять эмоции, чувства, где Ваши батарейки?
Вячеслав Полунин: Я бы даже сказал, что это не спектакль – это ритуал. Я в театре занят тем, что пытаюсь вернуть театр к его изначальному принципу, когда магическое и эстетическое были вместе, единой гармонией. Потом постепенно растащили все в сторону и довели театр до множества разнообразных вариантов, но самая его суть находится в ритуальности, соборности.
Мой спектакль просто дает возможность людям соединиться вместе, с космосом, с поколениями, которые жили до них, и сыграть праздник объединения. Эта вещь не является просмотром чего-то, это соучастие в ритуальности и единство. Это чисто поэтическое явление. Люди приходят, будто на день рождения к своему близкому. Я тоже в этом участвую с огромным удовольствием, особенно люблю сидеть в конце спектакля и смотреть, как полчаса еще публика играет для меня вместе с шарами. Я уже, как зритель, смотрю, любуюсь. Зал, полный улыбок, невозможного состояния. Люди уходят, а атмосфера все продолжает оставаться в зале.