В центре Москвы откроют книжный магазин издательства «Черная сотня»
Книжная лавка «Листва»: Москва / vk.com
Торжественное открытие первого столичного магазина «Листва», который войдет в структуру издательства «Черная сотня», запланировано на 8 августа на улице Жуковского в районе Чистых прудов. Об этом издательство сообщает на своем сайте.
«Черная сотня» выпускает книги с националистической идеологией, а также посвященные вооруженному конфликту в Донбассе и так называемой «Русской весне»: «Кодекс русского офицера», «Почему РФ — не Россия», «Мозговой», «85 дней Славянска», «Записки террориста» ополченца Виталия Африки, двухтомник «Царствование Николая II». Кроме того, в книжной лавке будет лекторий на 50 мест, где обещаны встречи «с авторами, деятелями культуры и политиками». Аналогичные лекции уже проводятся в лавке издательства в Петербурге.
Посетителей организаторы также обещают угощать «черносотенным сидром», а в перспективе — винами в баре с фирменными закусками.
Литература, издаваемая «Черной сотней», не внесена в списки экстремистской, символика также не запрещена, хотя в качестве логотипа использовано изображение орла, напоминающее герб Третьего рейха, отмечают «Открытые медиа».
Член президентского Совета по правам человека Николай Сванидзе изучил содержание сайта издательства и список выпущенных книг. По его словам, в идеях организации четко прослеживаются отсылки к идеологии черносотенцев, адаптированной под современные реалии. «Ребята вполне мракобесные, их степень радикальности определяется степенью дозволенности, определяемой властями, — говорит историк и журналист Николай Сванидзе. — Судя по их сайту, они полноценные наследники той «Черной сотни», которая участвовала в еврейских погромах сто лет назад, убивала женщин и детей».
Основали издательство несколько лет назад Дмитрий Бастраков и Никита Лукинский, студенты из Нижнего Новгорода. На личной странице Бастракова — его фотографии с оружием в компании с руководителями самопровозглашенных ДНР и ЛНР, например, с полковником ФСБ в отставке и бывшим министром обороны ДНР Игорем Стрелковым.
По данным базы «Контур-Фокус», Бастраков был директором нижегородской компании «Мининская сотня», чистая прибыль которой за 2018 год составила всего 31 тысячу рублей. Очевидно, этой суммы не хватило бы для открытия нескольких книжных магазинов-лекториев: ежемесячная аренда похожего помещения в том же здании, где расположится книжная лавка в Москве, составляет не менее 200 тысяч рублей.
Дмитрий Бастраков сказал «Открытым медиа», что символика, которую использует магазин, не имеет отношения к нацистской и стилизована под компьютерную игру Warhammer. Название издательства он называет «сознательным эпатажем». «Мы названы в честь черной сотни Минина и Пожарского. Для нас «Черная сотня» — многовековой символ русского гражданского движения среднего класса. Отсылки к погромщикам начала XX века — сознательный эпатаж, но и важно помнить, что черносотенцы — далеко не только погромщики. Только в советской парадигме «Черная сотня» звучит однозначно негативно», — утверждает Бастраков.
Не видит ничего тревожного в открытии лавки «Черной сотни» и член комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям, главный редактор объединенной редакции, в которую входят «Вести FM», «Маяк» и радио «Культура», Андрей Медведев (избирался в Мосгордуму при поддержке городских властей). «С каких пор быть русским православным консерватором в нашей стране стало незаконно? — удивляется Медведев. — Издательство печатает много исторической литературы, которая издавалась и раньше, да и события в Донбассе — тоже реальность, которую надо признавать и освещать. Если идти по пути запретов, к хорошему это не приведет».
Однако вырисовываются грустные исторические параллели, считает Николай Сванидзе. «И сегодня, как и сто лет назад, организации такого рода пользуются неофициальным одобрением действующей власти», — резюмировал он.
«Черная сотня» — общее название для праворадикальных организаций Российской империи начала XX века. С неофициального одобрения властей черносотенцы участвовали в погромах, направленных против социальных групп с революционными взглядами (студентов, рабочих), а также против еврейского населения. Черносотенцы выступали под предлогом защиты православия и самодержавия, называли себя «истинно русскими». Они создавали видимость всенародной поддержки монархии, направляя царю верноподданические телеграммы. После Февральской революции 1917 года и краха самодержавия черносотенное движение быстро сошло на нет.