Страшно красиво: почему художников привлекают эпидемии

Чума, оспа, холера, испанка – в прошлые века в мире нередко вспыхивали эпидемии. Искусство откликалось незамедлительно. Благодаря ему сегодня мы можем представить, что чувствовали люди в то время. К примеру, французский художник Никола Пуссен на своей работе «Чума в Ашдоде» изобразил боль и страх перед болезнью. В основе его произведения – библейский сюжет, но картину он писал, глядя на современников, которым тоже пришлось бороться с эпидемией. Как творили художники во время пандемий и какие личные драмы переживали – в репортаже телеканала «МИР 24».

Макабр, или Пляска смерти. Танцующие скелеты ведут в могилу представителей всех слоев общества – от крестьян до знати. Такие аллегорические сюжеты появились еще в Средневековье как реакция на чуму.

«Для художников это очень интересная тема, потому что можно изобразить страдание, эмоции, показать человека не в обычной обстановке, показать экшен. Для художника эпидемия – это возможно самовыразиться в особенном ключе», – отмечает искусствовед Анастасия Постригай.

Множество картин посвящено чуме. Ярко ее изобразил швейцарец Арнольд Бёклин. На его полотне «Чума» болезнь появляется в образе смерти, которая восседает на крылатом драконе. Она летит над городом с огромной косой и забирает жизни.

Итальянский живописец Тициан во время чумы в 16 веке создал полотно «Оплакивание Христа». С заказчиками работы он договорился, чтобы картину разместили на его надгробии. Сын художника страдал от страшной болезни, отец за ним ухаживал, понимая, что может заразиться. Через несколько дней после того, как сына увезли на карантин, Тициана нашли мертвым около незаконченной картины. В руках художник сжимал кисть. Работу завершил ученик Тициана Пальма Младший.

Француз Антуан Гро, можно сказать, на эпидемии сделал себе имя. Он написал картину «Наполеон Бонапарт посещает чумной барак в Яффо». Французский император изображен на ней как Христос, исцеляющий больных. Но это только видимость. В 1799 году французская армия захватила Яффо, 4 тысячи пленных убили, но не похоронили. Разгорелась эпидемия чумы. Наполеон лично приехал в барак и заверил, что это никакая не эпидемия, а всего лишь лихорадка, и демонстративно прикоснулся к одному больному. Позже под видом лекарства Бонапарт приказал дать солдатам яд, чтобы чума не распространилась дальше.

Картина масломСтрашно красиво: почему художников привлекают эпидемииТест: разбираетесь ли вы в живописи?Никола Пуссен в 17 веке тоже посвятил свою работу страшной болезни. В основе произведения «Чума в Ашдоде» – библейский сюжет. В Ветхом завете описана ситуация, когда филистимляне захватили у израильтян Ковчег Завета и поставили его около своего бога. Вскоре на город обрушилась чума. Ковчег отправили в другое место, но там тоже вспыхнула болезнь. В итоге реликвию вернули израильтянам.

Чуму сменила холера. В 19 веке ее назвали самым смертоносным инфекционным заболеванием. Немецкий живописец Альфред Ретель изобразил ужас в виде скелета, который играет на набедренной кости, как на скрипке. В это время русский художник Павел Федотов решает изобразить болезнь с ироническим подтекстом и пишет картину «Всё холера виновата». На первом плане труп человека, который, как может показаться, умер от холеры. Но если приглядеться, то видно стол с пустыми бутылками. Становится понятно – человек просто перепил.

В 1918 году в Европе вспыхнула эпидемия испанского гриппа. Тогда погибли десятки миллионов человек. В истории живописи эту картину до сих пор называют самой страшной. 28-летний художник Эгон Шиле, ученик прославленного Густава Климта, изобразил троих людей: себя, жену Эдит и их ребенка. Дело в том, что жена Шиле умерла от испанки на шестом месяце беременности, и ребенок, который смотрит с картины, не появился на свет. Сам Эгон Шиле умер от испанки через три дня после жены. Уже после смерти художника картине дали название «Семья».

«Он пишет картину «Пара на корточках», где изображает себя и женщину. Это была не Эдит, а модель. В ногах у этой женщины был букет цветов. Когда он понимает, что его жены не будет с ним, он понимает, что на самом деле любил больше всего. И вместо букета цветов изображает их неродившегося ребенка. Моделью для этого стал его племянник. Для меня и остается загадкой, я не нашла информацию, как за три дня, которые прошли между смертью Эдит и его собственной кончиной, он успел так переработать произведение», – говорит куратор художественных выставок Елена Куприна-Ляхович.

Коронавирус тоже не может пройти бесследно. Художник из Петербурга Алексей Сергиенко уже визуализировал пандемию в трех картинах. Так мастер выразил надежду, что скоро появится вакцина против вируса.

Страшно красиво: почему художников привлекают эпидемии
Страшно красиво: почему художников привлекают эпидемииСтрашно красиво: почему художников привлекают эпидемииСтрашно красиво: почему художников привлекают эпидемииСтрашно красиво: почему художников привлекают эпидемии

А что думаете Вы?!

Email адрес не будет опубликован.