Стиль модерн
Рубеж конца XIX-XX веков – возрождение стиля Модерн (в переводе с французского «Современный»). Стиль был отражен в разных художественных направлениях. По миру Модерн распространился к 1890 году. Современным исследователям не удавалось точно определить происхождение этого стиля старинный кухонный стол, поэтому название пришло не сразу. Считается, что основоположником стиля стал англичанин Уильям Моррис.
Модерн
Рубеж XIX-XX века в различных странах появилось новое направление в искусстве, которое называлось Модерн. В Англии оно было известно как ар-нуво, во Франции как «Современный стиль», графическое искусство — «Стиль лапши», а австрийцы называли его по названию выставочной организации «Сецессион». Шотландцы именовали его Школа Глазго, а испанцы — модернизмо. Каждая страна давала стилю свое уникальное название:
-
Итальянцы – «цветочным стилем и стилем Либерти».
-
Бельгийцы – «стиль угря и Общества XX».
-
Финны и скандинавы – «национальный романтизм».
-
Американцы – «Тиффани».
-
Немцы – «Югендстиль».
-
Шведы – «Еловый стиль».
В России в XIX-XX веках модерн также известен был как «новый стиль» и «декадентство», но позже был принят термин «модерн».
Основные идеи эпохи
Основное понятие стиля модернизма заключается в отклонении от устаревших норм и переоценке истории. Именно исторический перелом послужил росту личного осознания. В эту эпоху произошло много, стремительно развивались технологии, позволяя создавать сложные детали и, конечно, быстрое распространение самого стиля по всему миру. Популярность Модерна повлияла на изменение художественных форм и приемов. В искусстве объединились сразу несколько жанров.
Появление стиля Модерн привело к отказу от традиционных принципов в архитектуре. Его характерными чертами стали плавные, изогнутые линии, которые стали основным элементом в декоре зданий и интерьеров этого времени. Специфика стиля заключается в уникальном образе и объединении конструктивных и декоративных элементов. В период модернизма интересовались древним Египтом, Востоком, русским стилем и готикой, что стимулировало творчество художников и архитекторов, вдохновляя их на создание эмоциональных и романтических образов.
Модерн в архитектуре
С 1890 года до начала Первой мировой войны, стиль Модерн стал активно себя проявлять в архитектурных сооружениях. Архитекторы начали создавать необычные формы для зданий, что позволило освоить стеклянные, бетонные и стальные материалы. Эклектическая архитектура сменилась на модернистскую во время расстраивания и развития городов. Из дизайна были убраны пестрота и излишества, все склонялось к единой композиции.
Мастера архитектуры Модерн обращались к национальным источникам в различных странах. В Швеции и Финляндии преобладал национально-романтический стиль, в то время как в России архитектура северного Модерна имела преконструктивистский и неорусский смысл.
В США модерн стал популярным благодаря творчеству Луиса Салливана, что послужило основанием для появления Чикагской архитектурной школы и создания небоскребов с кирпичной декоративной кладкой. В Западной Европе модерн имел классическое выражение, со зданиями, украшенными растительными мотивами, как показано в работах Виктора Орта, который активно использовал стекло и металл в своих проектах.
Во Франции стал пользоваться популярностью стиль Бельгийского Модерна, который был обнаружен благодаря ученику В. Орта Эктору Гимару. Его проекты — парижские павильоны при входе в метро. Эпоха Модерна стала для архитекторов главной составляющей при проектировании зданий, все прорабатывалось до мелочей. Основным мотивом мог служить любой доминирующий компонент с многочисленными повторами в композиционных формах, выполненные в виде головы льва или решетка с растительным мотивом.
Уникальный стиль архитектуры в Испании, особенно в Барселоне и Каталонии, был сформирован под влиянием талантливого архитектора Антонио Гауди. Он проявляет свое мастерство в использовании ярких узоров и кованых деталей, придавая уникальный вид зданиям. Прекрасными примерами его творчества являются Каса-Батльо и Каса-Мила. В то время как в немецкой версии Модерна стиль характеризуется сдержанностью, большим количеством стекла, бетона и украшений в стиле растительного орнамента. Отличными примерами таких сооружений являются Стеклянный павильон и Памятник битве народа.
В Австрии ведущим архитектором модерна был Отто Вагнер, который представил свою работу Церковь Ам-Штайнхоф. После мировой войны Модерн перешел в функционализм. Некоторые версии говорят, что после войны Модерн уступил место стилю ар-деко, став поздней разновидностью модерна. Среди известных архитекторов модерна можно назвать:
-
голландского архитектора Хендрика Берлаге;
-
австрийского мастера Йозефа Мария Ольбриха;
-
русских архитекторов Льва Кекушева и Федора Шехтеля;
-
испанского архитектора Антонио Гауди;
-
великобританец архитектурный мастер Чарльза Ренни Макинтоша;
-
немца Петера Беренса;
-
французских мастеров Эктора Гимара и Анри Соважа;
-
чеха Йозефа Фанта;
-
бельгийские архитекторы Анри Ван де Вельде и Поля Ханкара.
Архитектурные памятники модерна включают в себя здания в Брюсселе- отель «Old England», особняк Тассель и в Санкт-Петербурге — здание торгового товарищества «Братья Елисеевы», спроектированное Г.В. Барановским в 1903 году.
Модерн в скульптуре
На стиль Модерн в архитектуре повлиял Символизм. В скульптурах отлично прослеживаются все линии, созданные природой, перемена форм с внутренней энергией. Ведущие французские скульпторы Аристид Майоль и Огюст Роден, где Майоль передает в своих работах монументальность, стремится совместить объемность с пространством. Одной из наиболее известных скульптур является «Мыслитель». В других его творениях можно увидеть плавные живые формы, такие как «Вечная весна», «Первый поцелуй», «Поэт и муза».
Также блестящий скульптор в стиле Модерн – Наум Аронсон, именно он первый создал портретную скульптуру, которая находится в израильском музее, а остальные работы находятся во всех галереях и музеях мира. Художественный стиль Модерна был перенят мастером Адольфо Вильдт, который экспериментировал со стилями, начиная от Символизма и заканчивая Экспрессионизмом. Скульптуры прошли через венскую и берлинскую выставочную организацию «Сециссион».
Модерн в живописи
Характеристика стиля Модерн заключается в его всепоглощающей природе, охватывающей все области искусства, начиная от архитектуры и заканчивая живописью. Этот стиль был создан с целью соединения всего окружающего, достижения гармонии. В живописи заметен переход от традиционной композиции к символичности. Характерной чертой живописи этого периода была орнаментальность контуров, стилизация форм и декоративность цветовых решений.
Картины в стиле Модерн часто рассматривались как декоративные панно, привлекая заказчиков своими модными сюжетами, экзотичностью и историческими стилизациями. Например, работы Фернана Кнопфа и Густава Климта характеризовались парадоксальным сочетанием ковровых фонов и фигур в первом плане. Михаил Врубель в своих произведениях использовал сказочные мотивы, а работы Леона Бакста и Эдварда Мунка отличались игрой с цветовыми плоскостями.
Одной из самых известных работ в стиле модерн является картина «Красный цикламен» Германа Обриста, представляющая собой гобелен с изящным шелковым узором, либо же «Поцелуй» Густава Климта.
Альфонс Муха завоевал свою популярность благодаря картинам в стиле Модерн, а одной из самых известных его работ стала «Жисмонда», которая использовалась для афиши спектакля. Стиль Модерн был очень разнообразным в России. Художники Модерна, такие как Левитан, Сомов, Серебрякова и Бакст, изображали различные аспекты искусства в этом направлении. Портреты создавал Серов, а мистические изображения — Врубель.
Модерн в литературе
Стиль Модерн проявил себя в литературных произведениях, а также стремительно стали развиваться журнальная и книжная графика. Публикаций было много, и в каждой было сказано про эпоху Модерна. Графика стала носителем и повлияла на развитие смежных художественных стилей. Так была создана книга под названием «Городские церкви Рена».
Развивалась типографская печать и появилась рекламная продукция – плакаты, которые печатались большими тиражами. Над книжной графикой работали Г. Фогелер и Т. Гейне, а вот художник-автор Обри Бердси представил иллюстрированную книгу Оскара Уальда. Бердсли – это классик, который привнес Модерн в литературу.
Российская литературная графика стала популярной благодаря мастерам «Мира искусств», как А. Н. Бенуа и К. А. Сомов. В конце XIX века в тираже появился журнал «Югенд» в Мюнхене. Таким образом, стала развиваться не только книжная и журналистская промышленность, а еще и полиграфическая.
Модерн в музыке
В музыкальных произведениях, стиль Модерн тяготит к мифам, красоте и утонченности. В музыкальных композициях эпохи Модерн перестали делать акцент на житейских, политических и гражданских делах. К. Д. Бельмонт в своем творчестве сочетает вычурность и музыкальность.
Во всех композициях был определенный мотив, где личность была на первом месте, а сами люди отходили на второй (фоновый) план. Модернистская музыка была разделена на этапы. Первый этап – формирование данного направления, который был отражен в писаниях для аристократов в духе эстетизма. Также на данном этапе произошло смешение стилей.
В Западной Европе Модерн в музыке развивается под воздействием национальных славянских, азиатских и американских традиций. К примеру, можно взять творчество французского композитора К. Дебюсси. Также яркими музыкальными произведениями считаются Г. Малера и Р. Штрауса.
Второй период Модерна – отказ от прежних традиций. В начале XX века почти обесценились опера и симфония. На первом плане инструментальный жанр, в котором выражается тяга к необычностям. В музыкальных композициях выделяют Вену. Именно ее композиторы сделали экспериментальной, отказавшись от классической. А. Шенберг, А. Веберн, А. Берг – это композиторы, творчество которых стало важной составляющей.
Российский модернизм связан с именем И. Ф. Станиславский и другими композиторами, которые заслуживают особенного внимания – С. С Прокофьев, Д. Д. Шостакович. Также стоит отметить не менее известных композиторов из других стран – американец Дж. Гершвин, француз К. Дебюсси, финн Я. Сибелиус и англичанин Б. Бриттен.
Модерн в интерьере
Модерн — стиль, который проявил себя в полной мере в искусстве и других областях. Эпоха также затронула оформление интерьеров, где каждая деталь была продумана до мелочей. Характерные черты стиля включали деревянную мебель с плавными изгибами и отсутствием излишеств, использование пастельных тонов для текстиля, а также стеклянные изделия и минимум декоративных элементов на поверхностях. Мебель изготавливалась из натурального дерева, с украшением в виде природных мотивов. Особое внимание было уделено мастерам по работе с красным деревом, для которых каждая деталь была важна. Самый известный учитель мебельного дела, Луи Мажорель, отличался умением передать стиль природы, украшая интерьер.
Стиль Модерн в интерьере особенности
Характерные особенности стиля Модерн в дизайне интерьера:
-
Использование арочных, широких оконных проемов;
-
Плавные линии, которые помогают размыть границы между предметами;
-
Предпочтение мебели и других предметов из древесины;
-
Отсутствие пластика, в некоторых случаях даже настольные лампы делают из дерева;
-
Большое количество растений в интерьере: цветы в горшках, узоры с растительным орнаментом, живописные картины.
В 21 веке модерн, как стиль, пережил свое возрождение. В настоящее время он пользуется популярностью в оформлении интерьеров. Несмотря на его сложность, владельцы домов выбирают модерн.
Модерн в интерьере основан на единой концепции, где все детали помещения составляют одну цельную картину. Примером является дом Ван де Вельде, построенный более 100 лет назад, где каждая деталь подчинена модерну — от архитектурного проекта до обстановки.
Характеристикой стиля модерн в интерьере являются плавные линии и асимметрия, отсутствие строгих геометрических форм. Стиль Модерн отражается в натуральных материалах, такие как дерево, тростник, ротанг, а также натуральный камень. Стекло также широко применяется, включая хрусталь, прозрачное и матовое стекло, а также цветные витражи на окнах.
Отделка интерьеров в стиле модернизм включает в себя использование определенного спектра цветов. Ему присущи спокойные и природные оттенки, создающие уютную и сбалансированную атмосферу в доме. Основные цвета, используемые при этом, включают в себя персиковый, горчичный, болотный, травяной, оливковый, розовый, сиреневый, сизый и голубой. В дополнение к этим цветам, интерьеры также могут быть украшены серебряными и золотыми оттенками, а также являться декором для мебели. Дом в стиле модерн должен быть просторным, с обилием естественного света. Для освещения используются как искусственные, так и естественные источники света.
В качестве искусственного освещения часто используют люстры, настенные светильники и торшеры. Эти предметы могут быть украшены различными декоративными элементами, коваными деталями, абажурами с узорами. Каждое помещение предполагает свою схему освещения: на кухне могут быть установлены настенные светильники и люстра, в ванной комнате — только настенные светильники, а в прихожей — ненавязчивая люстра.
Мебель Модерн или периода ар-нуво можно разделить на два стиля. Первый стиль — франко-бельгийский, характеризующийся изогнутыми линиями. Примерами такой мебели являются предметы, созданные Эмилем Галле и Луи Мажорелем. Второй стиль — немецкий и английский, отличается более строгими формами и с минимальным использованием декоративных элементов. Примерами этого стиля являются изделия Отто Панкока и Рихарда Римершмида. Мастер Михаэль Тонет был первым, кто начал изготавливать венскую мебель, которая стала популярной во всем мире в XIX-XX веках. Венские предметы интерьера отличались необычайной прочностью и функциональностью. Среди сохранившихся экземпляров можно назвать: буфет и столовая от мастера Массона, кровать «рассвет и закат», настенный шкаф Л. Мажореля, кресло кобра, письменный стол и диван, изготовленные для Колонии Гуэль.
Мода эпохи Модерн
Появившийся стиль в конце XIX века по начало XX века имел отличия по смешению направлений, что отразилось на моде. Благодаря стилю Модерн, любой желающий мог выглядеть модно. С появлением множества магазинов и машинок для шитья, люди стали сами выбирать, что носить.
Мужская одежда особо не изменилась, все те же брюки, рубашка и пиджак. Костюмы элегантны и сдержанны, так как шились свободным кроем, который отличался от предыдущей моды. Верхняя одежда – пальто, головной убор – фетровая шляпка, либо котелок, а обувь – штиблеты, сапоги.
Женские наряды выглядели изысканнее, так как появились корсеты, с помощью которого, создавался стройный силуэт. Нижнее белье из шелка или батиста с кружевами, ленточками и вышивкой. Женский гардероб пополнился и там были наряды для разных событий и случаев: вечерний, домашний, чтобы путешествовать, спортивный и рабочий. Для повседневного образа юбка, жакет и блуза.
Но самый главный акцент, делался на головном уборе, это были шляпы в разных размерах и вариациях. Изначально на шляпах не предусматривались поля. А вот с XX века поля стали широкими с кружевом, ленточками и разными узорами. Обувь для дам была остроносая на каблуке.
Направления Модерна
Художественно-архитектурный Модерн распространился по всему миру. В каждой стране у Модерна было свое название и уникальные особенности, дата появления и другие отличительные черты.
Европейский Модерн
Французский стиль Модерна, известный как ар-нуво, был создан Эженом Виолле-ле-Дюком. В своей книге «Беседы об архитектуре» он отвергал исторические стили и утверждал, что каждый материал должен иметь свою форму. Это стало основной особенностью модерна в Европе.
В то время как в Германии Модерн или югендстиль возник на рубеже XIX-XX веков. Он развивался в центральных городах, таких как Мюнхен, Хаген, Дармштадт, Берлин, Карлсруэ, Лейпциг и Нюрнберг. Участники архитектурных объединений и художественных кругов способствовали его развитию. Немецкий Модерн сочетал в себе геометрические формы и изгибы, что можно наблюдать и в других европейских странах, где процветал данный стиль.
Русский Модерн
Современный стиль Модерн пришел в Россию и был принят как в Европе, так и в стране в целом. Характеристики русского Модерна различались в зависимости от регионов, особенно в архитектуре. В Петербурге, например, архитекторы развивали стиль, опираясь на скандинавские идеи. Известными представителями петербургского модерна были Э. Сааринен, Ф. Линдваль, и А. Шульман. Архитектурные объекты как дача князя Б. В. Романова, дом Ф.Г. Бажова, и магазин Елисеевых стали знаковыми для данного стиля.
В Москве развивалась своя версия Модерна, с более акцентированным вниманием на жилые здания. Художники, такие как Савва Мамонтов, были идеологами этого стиля. Московская архитектура отличалась ассиметричными планировками, разнообразными облицовочными материалами и эркерами в качестве доминирующих элементов. Одним из выдающихся памятников архитектуры московского модерна является особняк С. П. Рябушинского, со своими разнообразными оконными проемами, украшенными решетками, и интерьером, напоминающим морскую волну.
Современный Модерн
В XXI веке возродился стиль Модерн в российской архитектуре. На сегодняшний день данный стиль отражается в строительстве зданий, внутренней отделке и мебели. Хоть стиль достаточно сложный, но может быть воплощен как в большом, так и маленьком помещении. Строительство домов в стиле Модерн происходит с использованием различных материалов, как кирпич, бетон, дерево, камень, что позволяет воплотить самые технологичные идеи.
Признак современного Модерна – асимметричность. На зданиях появляются карнизы с необычными формами и перила. На крышах шпили и башенки. Цветовая палитра – натуральные оттенки. Внутренняя отделка домов в соответствии с основными идеями стиля, значит рационально.
Фасады домов с балкончиками и террасами являются особенностью современного стиля модерн. В таких домах часто присутствует чердачное помещение. Для украшения зданий используются металлические детали, такие как решетки на окнах или перила. Облицовочный материал может быть из натурального или искусственного камня, таким как кирпич или «дикий» камень.
При строительстве современных домов выбор материалов важен и согласуется с проектом. Часто используются железобетон, стекло, кирпич, металл, керамика. Для декора фасадов полиуретан, который позволяет создать копии декоративных элементов из исторических зданий. Для интерьера можно приобрести старинную мебель или ее современные варианты.
Основным принципом интерьера в стиле модерн является создание оптических иллюзий. Мебель часто имеет необычные формы и дизайн, резные детали, волнистые линии. Комнаты в таком стиле отличаются свободой, простором и атмосферой воздушности. Каждый предмет в интерьере имеет свое значение и становится неотъемлемой частью помещения.