Сладкая вата за 25 тысяч евро: ценовая политика современного искусства

Сладкая вата за 25 тысяч евро: ценовая политика современного искусства

Сладкая вата за 25 тысяч евро – и это не предел. В Москве прошла международная ярмарка современного искусства «Сosmoscow», поражающая не только необычными экспонатами, но и их стоимостью. Это, конечно, то еще шоу. 70 галерей из разных стран, более 250 работ. 

Надувное разноцветное авокадо стоит 4 тысячи 800 евро. Во столько свою скульптуру оценил петербургский художник Максим Свещев. Он работает с 3D-графикой. В галерее, с которой сотрудничает художник, говорят, что рады любым идеям Максима, ведь на них всегда есть спрос. 

«Как говорит сам Максим, он однажды делал салат и разрезал авокадо и увидел, что косточка проросла. Его безумно вдохновила история про плод, который был сорван, но он настолько стремился к жизни, что пророс. И здесь имеется в виду не сам фрукт, который мы употребляем в салат или в еду, а деревце, которое выросло из этого сорванного фрукта», – арт-директор галереи Ксения Хейфец.

Заинтересованность публики в современном искусстве высока. И хоть сюда, на ярмарку «Сosmoscow», большинство приходят просто посмотреть, некоторые приобретают что-нибудь для своей коллекции. Искусствовед Ольга Свиблова признается, что в работу армянского художника Паруйр Давтяна просто влюбилась. И, конечно, купила. 

«На самом деле, это шедевры, которые стоят копейки, потому что 1200 евро для художника, который завтра будет стоить бесконечно. Во-первых, он с невероятным потенциалом и «серьезно» живет в искусстве. Все время делает новые серии. Я верю в Паруйр Давтяна, я счастлива и считаю, что умные люди покупают молодых художников, когда они ничего не стоят», – отметила искусствовед, директор «Мультимедиа арт музея» Ольга Свиблова.

Кстати, на ярмарке представлены художники разных возрастов и с разным опытом. Работы молодых авторов, как правило, стоят от одной до 10 тысяч евро. К примеру, эта железная скульптура воронежского художника Ивана Горшкова продается за семь тысяч. А живописные картины с участием патчей-наклеек можно приобрести и за 500 евро.

«Ценообразование – это вовсе не секрет и не случайность. На мероприятии, на котором мы находимся, все галеристы в этом специалисты. Это история продаж художника, прежде всего. Это естественные условия рынка, в котором он присутствует: насколько он представлен в коллекциях, с какими галереями он работает. Из таких объективных вещей и формируется цена», – пояснил художник Иван Горшков.

Другие мастера объясняют свои цены по-философски. Мол, если работа уникальная, она может стоить сколько угодно.

«Когда спрашивают «сколько стоит работа?» Она стоит столько – сколько она стоит. Каждый художник сам оценивает себя. Тут даже неправильно говорить о рынке, потому что эта работа – она одна в мире, больше такой не существует, поэтому может стоить и миллионы, а может вообще ничего не стоить, могу ее просто подарить» – сказал скульптор Григорий Орехов.

Если не на подарок, то хотя бы на солидную скидку могут рассчитывать постоянные покупатели.

«50%, 60%, 70% скидки я пытаюсь выторговать у Григория, мотивируя это нашей многолетней дружбой. Но насколько я знаю, в этом году появились изделия не только из нержавеющей стали, но еще и из пластика, композита. Цена на них чуть пониже, она доступна. Потратил семь тысяч долларов, и у тебя дома стоит нормальная неваляшка», – шутил телеведущий Иван Ургант.

На самом деле, за эту неваляшку придется выложить 58 тысяч евро. Копия поменьше обойдется в 780 евро. Такой разброс цен на выставке позволяет продать как можно больше работ. Впрочем, для большинства посетителей это, как говорится, погоды не делает. Цена на современное искусство им кажется запредельной.

«Конечно, все очень дорого. Современное искусство неоправданно дорого стоит»

«Это скорее театральное действие, нежели искусство, лично для меня. Новые арт-объекты, дизайн современный, а не искусство»

«Искусство должно стоить дорого»

И тем не менее, инвестиции в современное искусство могут быть очень полезными при грамотном подходе. Специалисты советуют – важно следить за молодыми и недорогими авторами и обращаться к тем, кто получает авторитетные награды. Про Пикассо в свое время тоже говорили «черт знает, что такое». А сегодня его картины стоят миллионы. Есть о чем задуматься.

Екатерина Бакушина

А что думаете Вы?!

Email адрес не будет опубликован.