Режиссер «Дау» будет судиться с Минкультом из-за запрета шести фильмов кинопроекта
Режиссер Илья Хржановский планирует оспорить в суде решение Минкульта России разрешить показ только четырех из десяти фильмов кинопроекта «Дау». Cоздатель картины получил от Минкульта ответ на свое открытое письмо, в котором режиссер оспаривал мнение ведомства о наличии в фильмах порнографических сцен.
В своем ответе ведомство в очередной раз отказало в выдаче прокатного разрешения на показ всех частей проекта и посоветовало решить спор в правовом поле. «Министерство действует в рамках существующего правового поля, если создатели фильма полагают, что их права нарушены, то они, безусловно, вправе обратиться в суд, что отражено в ответе», — сказали ТАСС в пресс-службе Минкульта.
«Илья Хржановский планирует обратиться в суд и опротестовывать решение Министерства культуры РФ по этим четырем фильмам. Сообщено, что в них усмотрена пропаганда порнографии, но режиссер с этим совершенно не согласен и не считает возможным делить художественное произведение», — сообщила официальный представитель проекта на территории России Дарья Виолина.
Как уточнила «Интерфаксу» глава департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова, прокатное удостоверение не выдано четырем фильмам из цикла фильмов об истории жизни советского физика Льва Ландау: «Дау. Наташа», «Дау. Новый человек», «Дау. Нора Сын», «Дау. Саша Валера».
Мировая премьера кинопроекта «Дау» состоялась в Париже в феврале 2019 года. Событие вызвало массированный интерес в СМИ и социальных сетях. 43-летний режиссер Ильи Хржановский начал эти съемки, когда ему было едва за тридцать. Начинался проект как байопик советского физика Льва Ландау — лауреата Нобелевской, Ленинской и трех Сталинских премий (домашние называли его Дау). На основе мемуаров его жены Коры Ландау писатель Владимир Сорокин создал оригинальный сценарий. В нем охвачен период с 1938-го по 1968 годы.
Кинокритик Антон Долин отмечал, что проект «Дау» исследует сложные взаимоотношения постсоветского человека с тоталитарным наследием СССР и зависимостью от него, одновременно представляя собой некую параллельную реальность, существующую сразу в нескольких эпохах. Единственной профессиональной актрисой была Радмила Щеголева, исполнившая роль Коры Ландау (в фильме — Нора). Льва Дау сыграл дирижер Теодор Курентзис, их сына — музыкант и певец Николай Воронов, а академика Капицу (в фильме — Крупица) — театральный режиссер Анатолий Васильев.
При этом многие из персонажей «Дау» появляются в кадре неглиже или полностью обнаженными. В фильмах не только много обнаженных сцен, но и сцен насилия — директор института принуждает к сексу секретаршу, сотрудник органов госбезопасности насилует сотрудницу института бутылкой и т.д.
В запрещенном Минкультом фильме «Дау. Саша Валера» речь идет о гомосексуальном романе двух сотрудников института — Валеры и Саши. В нем есть откровенные сцены секса, непрекращающийся мат, а в фильме «Дау. Нора Сын» рассказана история соблазнения сына Ландау домработницей и матерью.