РБК: из 68 получивших господдержку российских фильмов за год окупились только 8
По итогам прошедших 11 месяцев из 68 российских фильмов, получивших поддержку государства, только восемь окупились в прокате, подсчитал РБК на основе данных Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС). В прошлом году коммерчески успешными оказались девять картин из 54 с господдержкой, то есть каждая шестая.
Наибольший доход принесла военная драма «Т-34», собравшая в прокате 2,3 млрд рублей. На производство картины было потрачено 443,8 млн рублей, еще 120 млн она получила безвозмездно от Фонда кино. Ради ее проката в новогодние праздники сдвигались премьеры иностранных лент. В итоге «Т-34» занял третье место по кассовым сборам среди всех вышедших в 2019 году фильмов после ремейка «Короля Льва» и блокбастера «Мстители: Финал».
По расчетам РБК, также окупились фильмы «Бабушка легкого поведения — 2», «Миллиард», «Любовницы», «Трезвый водитель», «Давай разведемся», «Верность» и «Балканский рубеж». Ради «Миллиарда» с Владимиром Машковым российская премьера финальной части «Мстителей» была сдвинута на более поздний срок относительно мировой премьеры, что вызвало недовольство киносетей и зрителей. «Ведомости» писали, что на переносе настояло Минкультуры, чтобы обеспечить хорошую кассу «Миллиарду». В ведомстве это категорически отрицали.
Самым убыточным по итогам года стал одновременно самый дорогой российско-китайский и один из самых дорогих отечественных фильмов «Тайна печати дракона». Суммарно на производство было потрачено 2,3 млрд рублей, из которых 90 млн руб. выделил Фонд кино. В российском прокате картина сумела заработать только 333,5 млн рублей, хотя продюсеры рассчитывали на два миллиарда.
В августе, еще до того, как фильм провалился, «Русская фильм группа» (РФГ), финансировавшая «Печать дракона», подала иск в Арбитражный суд Москвы, требуя взыскать 216,6 млн рублей с китайской China Film Group, а также со снявшихся в ленте актеров Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера. Суть претензий состояла в том, что признанная банкротом РФГ не может получить доход с фильма.
Для коммерческого успеха фильму нужно собрать в прокате вдвое больше средств, чем на него было потрачено. Аналитик кинобизнеса Сергей Лавров в беседе с РБК назвал ненормальной ситуацию, при которой из 10 получивших господдержку фильмов успешным оказывается только один. По его мнению, к провалу приводит сама система господдержки, при которой коммерческая организация не обязана возвращать полученную субсидию.
Гендиректор исследовательской компании «Киноэкспертиза» Олег Иванов, напротив, утверждает, что такое соотношение успешных и провальных фильмов — обычное дело для киноиндустрии, включая голливудскую: предполагается, что один успешный фильм окупит остальные девять неудачных.
Ранее глава Минкультуры Владимир Мединский, отвечая на вопрос о провалах российских фильмов, заявил, что «в целом за последние пять-шесть лет благодаря усилиям Министерства культуры, Фонда кино и правительства произошел рывок в поддержке отечественного кинематографа». Однако Мединский недоволен тем, как Фонд кино продвигает российские фильмы за рубежом. В середине ноября он обратил внимание на то, что фонд не справляется даже с продвижением кино в малых городах России.