Простой в работе из-за коронавируса обходится Большому театру в 9 млн рублей ежедневно
Приостановка работы из-за пандемии коронавируса обходится Большому театру примерно в 9 миллионов рублей в день, подсчитал директор учреждения Владимир Урин в интервью «Коммерсанту». При оптимистичном сценарии развития ситуации Большой возобновит работу с нового сезона в сентябре. Если этого не произойдет, «даже предугадать страшно, что может быть — вплоть до разрушения театра».
Сейчас он закрыт на неопределенный срок, как и другие культурные учреждения страны. На работу ходят только те сотрудники, которые отвечают за функционирование комплекса зданий театра, и немногие представители администрации во главе с самим Уриным. «Судя по тому, как развивается ситуация, я почти уверен, что до конца июня или даже июля спектакли невозможны», — констатировал директор.
У оперной труппы сорвались мартовские гастроли в Тулузе и Париже, у балетной — майские гастроли в Вашингтоне и Чикаго. Под вопросом поездка в Японию в ноябре. Неопределенная ситуация складывается с премьерами сезона: пять из них фактически сорваны. 22 апреля должны были начаться репетиции одноактного балета «Мастер и Маргарита», но Урин «почти на 100% уверен», что приступить к ним не удастся.
Балетные артисты в режиме самоизоляции поддерживают форму на дому как могут, но ограничены в тренинге. По мнению Урина, чтобы восстановиться, им потребуется как минимум месяц. Намеченные премьеры театр выпустит в любом случае, отметил глава ГАБТ. На постановочные расходы потрачены и государственные, и спонсорские, и внебюджетные деньги, которые зарабатывает сам театр.
По мнению Урина, коронавирус серьезно изменит как мировые цены на театральную продукцию, так и взаимоотношения между театром и зрителем. Он выразил уверенность, что мировые театры не в состоянии будут платить такие же гонорары, как в 2019 года, соответственно, цены на билеты могут снизиться. «Думаю, что и в Москве будет соответствующая корректировка цен. Мы должны понять, что после открытия театра люди вряд ли смогут покупать билеты по той цене, которая была прежде», — отметил Урин.
Сейчас театру нужно выплачивать зарплату работникам и возвращать деньги за билеты. По словам Урина, 70-80% билетов покупаются через интернет, и с возвращением денег за них проблем нет. С купленными в кассе сложнее, деньги за них театр начнет возвращать после окончания карантина. Как будет складываться зарплата сотрудников в апреле-июне, по словам директора, зависит от того, какой принцип возврата выпадающих доходов определит государство.
Говоря о решении мировых театров показывать свои спектакли, включая премьерные, в интернете, Урин выразил мнение, что злоупотребление такими показами приведет к потере зрителей. По его мнению, в трансляциях нет «той эмоции, той магии, которая возникает между артистами и зрителями в живом зале». «Мне кажется, показывать спектакли надо разумно и осторожно, поддерживая в мире интерес к своим постановкам, но не выдавая на-гора всю продукцию и не подменяя этим возможность зрителю самому прийти в театр и познакомиться со спектаклем вживую», — сказал собеседник газеты.
Большому театру после открытия предстоит «непростой процесс возвращения в театр зрителей», считает Урин. По его мнению, люди не кинутся покупать билеты, как только возобновится их продажа: «Необходимо время, чтобы зрители вернулись в театр — и не только по экономическим, но и по психологическим причинам». После снятия карантина театр поборется за внимание аудитории, выпуская как можно больше премьер одну за другой.