Парящий батон и другие ребусы. Чем «цепляет» концептуалист Пивоваров
Кленовый лист на абстрактной голове человека или висящий в воздухе разрезанный батон – благодаря этим и другим сюрреалистичным образам российский концептуалист Виктор Пивоваров стал знаменитым, и даже попал в рейтинг самых дорогих художников современности. Стоимость его работ достигает нескольких сотен тысяч долларов. Хотя, на первый взгляд, кажется, что несколько примитивны. Что такое концептуализм и почему незамысловатые рисунки стоят так дорого?
На картинах Виктора Пивоварова нет ничего очевидного – сплошь ребусы и фантастические образы. Сегодня работы художника выставляются в «Мультимедиа Арт Музее».
Пивоваров начинал как иллюстратор детских книг, в 1982-ом году эмигрировал в Прагу, там и остался. Сам художник поясняет свое творчество – «всегда хотел заглянуть в душу человека и показать его одиночество».
«Я употребляю эклектичный – смешанный язык. С одной стороны, узнаваемый, не совсем реалистический, но узнаваемые предметы, фигуры. И в этот мир более-менее реальных предметов вторгаются абстрактные формы: треугольники или прямоугольники, которые нам естественно напоминают о супрематизме», – отметил Виктор Пивоваров.
Пивоваров считается одной из главных фигур московского концептуализма. Вместе с Дмитрием Приговым, Эриком Булатовым и Ильей Кабаковым художник развил это направление. К слову, основоположниками концептуального искусства называют Марселя Дюшана и Джозефа Кошута.
Художники помещали предметы ширпотреба в выставочное пространство, чтобы наглядно показать – любая обыденная вещь, попадая в музей, может стать произведением искусства. Главное здесь – не предмет, а идея. А выражать ее можно, как хочется. И не только с помощью живописи. Экспозиция Пивоварова – это и тексты, и звуковая инсталляция.
«Пивоваров в этом проекте возвращает нам полноту бытия и, самое главное, полноту человеческого общения. Потому что Пивоваров – полифоничен, и идея полифонии – это идея русской культуры. Эта полифония присутствовала в реальной жизни. И сегодня мы так мало общаемся друг с другом. А это все живое, все горячее», – сказала директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова.
«Старые его работы, действительно, похожи на концептуальные. А здесь они показывают русское интеллигентное искусство – он выступает в качестве традиционного интеллигента, постоянно рефлексирует, замечает то, что не замечается и наоборот – не замечает то, что в глаза лезет. По-моему, замечательная выставка», – сказал галерист и арт-менеджер Марат Гельман.
Посетители, далекие от искусства, концептуализм Пивоварова воспринимают философски. Особенно те, кто знает его по рисункам в детском журнале «Веселые картинки». Кстати, художник оформляет книги и до сих пор.
Другие ценители творчества Виктора Пивоварова готовы приобретать его произведения для своей коллекции. Причем, по высоким ценам. Так, работы художника продают на аукционах и за 80 тысяч долларов. А самая дорогая – «Триптих со змеей» – в 2008 году ушла с молотка за 251 тысячу долларов. Почему за примитивные овалы и треугольники отдают такие суммы, спросите вы? Потому что концептуализм как и все современное искусство так себя зарекомендовало. Никого не копируй, бери самую обыкновенную вещь – хоть батон – и смело заявляй о том, что это искусство. Единомышленники обязательно найдутся.