От царских дворцов до модных подиумов. Валенки «дошли» до XXI века
Валенки – снова в моде. В такой обуви никакие морозы не страшны. Более 20 российских музеев покажут свои экспонаты на выставке «Валенки. От царских дворцов до модных подиумов». Сотни пар выставили в усадьбе царя Алексея Михайловича в Коломенском. Из чего и как делают традиционную русскую обувь, узнал корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов.
Большинство из нас помнят валенки, как обувь на самые крепкие морозы. Их носили в суровые зимы почти все советские дети – выглядели одинаково, просто, но главное, что ногам было сухо и тепло. Сегодня валенки вполне себе слово из мира высокой моды и даже искусства. Например, стилизация под Пабло Пикассо и Сальвадора Дали.
Откуда на Руси взялись валенки, никто сейчас и сказать не берется. Точно известно, что еще до нашей эры подобную обувь носили кочевые народы Азии. Но именно под русским названием в мире стали известны войлочные сапоги. На выставке можно увидеть валенки, в которых ходил Федор Шаляпин, и узнать, как из шерсти в буквальном смысле лепят каждую пару. «Есть поговорка «простой как валенок». Оказывается, что это совсем не так просто. Чтобы его сделать, нужно провести около 50 операций», – рассказала посетитель выставки Виктория Пешкова.
До революции валенки носили, в основном, знатные особы. Это была люкс-обувь, цветная или белая, с узорами и целыми картинами. Уже 150 лет назад такие делали в поселке Кукмор в Татарстане, в одном из центров валяльного ремесла страны, где валенки попали даже на герб. «Их очень трудно было сделать, основой была заготовка для валенка, которую потом стирали. Вышивали рисунок, и рисунок этот потом при стирке в 2-3 раза садился. И получалась такая красота», – отметила куратор выставки «Валенки. От царских дворцов до модных подиумов» Наталья Полонникова.
В советское время обувь поставили на конвейер, в основном, было два цвета – серый и черный. В таких ходили школьники и строители, военные и заключенные. Весной их носили с резиновыми галошами. А ведь раньше такой необходимости не было.
«В старые времена использовали любопытный прием: люди, переходя полыньи на реках, опускали валенки несколько раз в воду. Образовывалась ледяная калоша, в результате вода не проникала. В валенках можно было пересекать неглубокую водную преграду. Сейчас качество, конечно, ни в какие ворота», – говорит дизайнер, исследователь, основатель музея войлока и текстиля Александр Пилин.
Дизайнер Александр Пилин, которого еще называют «мистер Войлок», с 1991 года занимается реабилитацией валенок, правда не массовых, а авторских. Когда в страну попала качественная цветная шерсть из заграницы, он сделал много необычных моделей, в которых ходят весьма состоятельные люди. Сегодня валенки вообще скорее увидишь на модном подиуме, чем в городе. Правда, в Сибири это неумирающая классика. «Я часто бываю на севере и за полярным кругом, там люди носят валенки. Это здесь для нас диковинка», – говорит посетитель выставки Дарина Попова.
Единственное, к чему одинаково не готовы и дешевые фабричные валенки, и роскошные дизайнерские – это моль, которая беспощадно портит шерсть. Чтобы не остаться без обуви к следующей зиме, войлочные ботинки нужно тщательно обрабатывать.
Владимир Сероухов