Организатор «Бульдозерной выставки» художник Оскар Рабин скончался на 91-м году жизни
Художник Оскар Рабин, которого называли классиком нонконформизма и лидером московского авангарда, умер в возрасте 90 лет, сообщает «Радио Свобода» со ссылкой на его родственников.
Радиостанция сообщает, что Рабин умер в Париже и будет похоронен на кладбище Пер-Лашез, дата похорон пока не определена. Газета «Культура» пишет со ссылкой на посольство РФ в Ватикане, что Рабин скончался во Флоренции, куда приехал на открытие выставки. Об этом же сообщает и ТАСС.
Официальный представитель художника, коллекционер и меценат Марк Ивасилевич сообщил агентству, что во Флоренции Рабин заболел, перенес операцию, но по-прежнему был полон творческих замыслов. «Мы говорили с Оскаром Яковлевичем несколько дней назад, — сказал коллекционер. — Казалось, ничто не предвещало его скорый уход из жизни».
Кинокритик Андрей Плахов, участвовавший в организации показа в Петербурге фильма «Оскар», посвященного художнику, назвал смерть мастера огромной потерей. «Он был не только крупнейшим художником, но также высоким моральным авторитетом, настоящим патриархом того явления в российской советской культуре, которое получило название неофициального искусства. С его уходом эта культурная эпоха окончательно отошла в прошлое», — сказал Плахов.
Оскар Рабин был исключен из художественного института «за формализм» и работал на железной дороге, а в 1950-х стал одним из основателей «Лианозовской группы» — одного из самых влиятельных неофициальных творческих объединений в СССР.
В 1974 году Рабин организовал на пустыре на окраине Москвы выставку, которая вошла в историю как «Бульдозерная» — ключевое событие в борьбе неофициальных художников СССР за легализацию нон-конформистского искусства. Формально выставку запретить не смогли, так как ранее в СССР никогда не проводились художественные выставки на открытом воздухе и на этот счет не существовало законов. В пригласительных билетах мероприятие было обозначено как «первый осенний просмотр картин на открытом воздухе».
15 сентября на Беляевский пустырь вышли около 20 художников-нонконформистов, их родственники и друзья. Среди наблюдателей за происходящим были журналисты западных информационных агентств и дипломаты. Однако это не помешало властям задерживать художников еще у метро под надуманным предлогом: якобы на станции произошла кража часов, и те попадают под описание подозреваемых.
На пустыре же художников встретили тяжелая техника и люди, одетые в рабочую форму — всё выглядело как гневная реакция участников субботника на вмешательство посторонних. В итоге выставку разгромили с помощью бульдозеров и поливочных машин. «Рабочие» ломали картины, избивали художников, зрителей и иностранных журналистов.
После того, как событие вызвало большой резонанс в западной прессе, власти пошли на уступки и официально разрешили провести новую выставку на открытом воздухе в Измайловском парке 29 сентября 1974 года. Она представляла работы более чем сорока художников, длилась четыре часа и привлекла тысячи зрителей. Западная пресса окрестила событие «советским Вудстоком». Вернисаж в Измайлово вошел в историю как «четыре часа свободы» и дал дорогу другим выставкам нонконформистов.
Это не спасло Оскара Рабина от обвинения в тунеядстве: в 1977 году художник уехал в Европу и вскоре был лишен советского гражданства. В 2000-е годы выставки работ Рабина проходили в Москве в ГМИИ имени Пушкина и в Третьяковской галерее. Картины Рабина находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея и Центра Помпиду. В 2017 году Рабин получил российское гражданство.