Новая загадка «Джоконды»: под легендарным портретом нашли скрытый набросок
Новая загадка «Моны Лизы». Под легендарным портретом нашли скрытый набросок. Его, как выяснили ученые, Леонардо да Винчи нанес углем. На основании эскиза исследователи предположили: у Джоконды должно было быть больше украшений, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Макарова.
На изучение «Моны Лизы» французский ученый Паскаль Котт потратил 15 лет. С помощью специальной инфракрасной камеры он рассмотрел под слоем краски эскиз. Его Леонардо да Винчи выполнил в технике спольверо. Художник перенес изображение на полотно с помощью трафарета и древесного угля.
Следы эскиза Котт обнаружил на голове и руках Моны Лизы. На основе этих черновых линий ученый предположил: Леонардо да Винчи в процессе работы поменял позу героини, что вполне похоже на правду, говорят искусствоведы. Если это была действительно Лиза Герардини – беременная жена флорентийского купца, то заказчик был очень капризный.
«Портрет заказанный, который Леонардо писал долго, привлекая музыкантов, чтобы она немножко улыбалась, был отвергнут заказчиком. В результате Леонардо взял этот портрет, возил его с собой, вероятно, возвращался к нему и что-то там подправлял, что вообще абсолютно нормально», – отметила искусствовед Мария Санти.
К версии о том, что прототип «Джоконды» – это любовник художника, его ученик Джакомо Капротти, большинство искусствоведов относятся скептически. Если бы в образе знатной персоны Леонардо да Винчи намекнул на своего подмастерья, это точно не осталось бы без внимания.
«Если бы заказчик видел, что вместо его любимой жены на портрете появляется смазливый мальчик из простонародья, скандал был бы слышен во всех пределах католического мира», – уверена Санти.
Доказательств тому, что Мона Лиза – женщина, много. На волосах девушки Паскаль Котт увидел след, напоминающий заколку. Чтобы разглядеть такие нюансы, ученый сделал больше полутора тысячи снимков.
«Он наверняка очень много времени провел, изучая свои снимки, пока нашел эти две черточки. Мне кажется, это все равно, что на гугл-картах искать какую-нибудь маленькую машинку», – считает художник-реставратор Анастасия Бринцева.
По мнению ученого, эскиз «Джоконды» мог сохраниться. Более того, его могли использовать для копий картины. А это еще один повод обратиться к «Моне Лизе» в музее Прадо – автор сестры-близнеца «Джоконды» до сих пор неизвестен.
Екатерина Макарова