Не Хэллоуином единым. Почему хорроры делают кассу
Те, кому не хватает острых ощущений, всю эту неделю могли их получить. Западный мир, а заодно и Россия отпраздновали Хэллоуин. Даже в обычном кафе можно было столкнуться с дракулами и мертвыми невестами. В это же время под стать экзотическому празднику кинопрокатчики выпустили новый российский ужастик. Попугать зрителя взялась актриса Надежда Михалкова. Это ее дебютная режиссерская работа. Насколько хорошо у Надежды это получится – покажут кассовые сборы. А между тем, другие режиссеры в жанре хоррора совершают настоящий прорыв. Почему зрителей так «заводят» ужастики и от каких фильмов кровь стынет в жилах, выясняла корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Бакушина.
Страшные свадебные обряды и фотографии умерших людей. Выходя замуж за Ваню, Настя и не предполагала, что из-за его родственников ей придется лечь в гроб. Изобразил кошмар новобрачной режиссер Святослав Подгаевский. «Невеста» – не единственный его фильм в жанре «хоррора». В копилке режиссера «Владение 18», «Русалка. Озеро мертвых» и «Пиковая дама. Черный обряд».
Увлечение Подгаевского ужастиками объясняется просто: такие проекты хорошо зарабатывают. «Невеста», к примеру, собрала в российском прокате более трех миллионов долларов при бюджете в один миллион. «Пиковая дама» обошлась создателям почти в 700 тысяч долларов, а заработала более двух миллионов. Для нашего малобюджетного кино цифры очень неплохие, говорят специалисты. Поэтому на этот жанр все чаще обращают внимание продюсеры и режиссеры. Зрители же идут на ужасы, чтобы получить недостающий в жизни адреналин.
«Вообще фильмы ужасов – жанр популярный. Мы, несмотря на проблемы вокруг, все равно живем комфортно. Мы приходим к тому буржуазному состоянию, когда внутри хорошо, тепло и сытно. И фильмы ужасов нужны нам как сублимация острых ощущений. Поэтому мы идем», – сказал кинокритик Давид Шнейдеров.
До недавнего времени самым страшным фильмом отечественного производства считался «Вий» 1967 года. Мистическую тему из творчества Николая Гоголя реанимировали режиссеры Олег Степченко и Егор Баранов. Кстати, трилогия Баранова показала высокие показатели в прокате. Первая часть заработала почти восемь миллионов долларов. Вторая и третья – по семь. Создатели мистерии о Гоголе уверены – успех обеспечила знакомая каждому история.
«Мы зацепили довольно широкую аудиторию тем, что сняли серию фильмов по мотивам вещей, которые всем были понятны и известны с детства, которые вошли прямо в кровь. И на тему Гоголя не может быть мнений. Кому-то просто чуть скучнее, кому-то чуть веселей. Но при этом не ломаются копья на обсуждении творчества Гоголя так, как они ломаются на темах Николая Второго, Великой Отечественной войны, СССР», – отметил сценарист Алексей Караулов.
Пробует свои силы в жанре «хоррора» и Надежда Михалкова. Свою дебютную работу в качестве режиссера она посвятила зловещей легенде о проигранном месте. Оно находится в зале кинотеатра. А тот, кому достанется это место, умрет.
«Основная идея – разговаривать с молодыми людьми и молодыми зрителями, с которыми сейчас очень редко разговаривают. Это тот жанр, который позволяет уместить в себя то ужасное слово, которое они очень не любят – это мораль. Но скрыть ее за какими-то историями, которые привлекают их намного больше, чем нравоучения или какая-то социальная проблема», – говорит режиссер Надежда Михалкова.
Первые зрители «Проигранного места» скидок на дебютную работу Михалковой не делают. Ужасы должны быть страшными и точка.
«Мне кажется, просто страх востребован у человека, все время хочется каких-то острых эмоций от кино, поэтому все идут за теми эмоциями, которые точно вспыхнут. В каждом фильме-хорроре, триллере используются примерно одинаковые ходы, которые всегда действуют, – это неожиданность. И это всегда работает», – высказался актер Егор Корешков.
Запугать российского зрителя готовится и режиссер Павел Сидоров. Премьера его ужастика «Рассвет» назначена на январь следующего года. По сюжету, главная героиня, страдающая от ночных кошмаров, отправляется в институт сомнологии. Там ее вместе с другими пациентами погружают в коллективный сон. А просыпаются они совсем в другой реальности, которая страшнее любого кошмара.
Страшно? И нам тоже. Кстати, чем дальше российские создатели ужастиков углубляются в жанр хоррора, тем необычнее и психологически глубже они получаются. А за такие и заплатить не жалко.