Мастер комедии: 90 лет назад родился Георгий Данелия
Сегодня исполнилось бы 90 лет знаменитому советскому и российскому режиссеру Георгию Данелии. Его фильмы «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Кин-дза-дза» практически разошлись на цитаты. О народном артисте СССР, чьи ленты с удовольствием смотрят все зрители, независимо от возраста, расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Драгнев.
«Мы снимаем фильм под названием, которое еще неизвестно. Во всяком случае, фильм относится к разряду комедий. Но, по-моему, пока все это не смешно, то, что мы сняли», – рассказал режиссер.
Над его фильмами страна смеялась до слез. Его ленты не казались советскими, в них поднимались общечеловеческие вопросы и находились искрометные ответы. Жанр комедии Данелия выбрал потому, что на это давали больше пленки.
«Больному зубу, зубу твоему, сегодня взор горящий обращаю. И этот стих взволнованный ему, ему, товарищ Травкин, посвящаю», – говорит герой комедии «33».
Картину «33», снятую в середине 60-х, спустя две недели после выхода положили на полку. Партийному идеологу Суслову не понравилось, что главный герой, простой человек из города Верхние Ямки, едет как космонавт с эскортом в автомобиле «Чайка». Данелии предложили эпизод вырезать. Он отказался.
«Вы отрежьте титры к фильмам Данелия, но вы все равно поймете, что снимал Георгий Николаевич Данелия. Как это получалось? Не знаю. Но это видно. Это свойство великих художников», – отметил кинорежиссер, сценарист, кинопродюсер Карен Шахназаров.
«Он был человеком необыкновенного чувства юмора. С редким даром восприятия юмора в ситуациях, которые с ним происходят, с другими происходят», – вспоминает актриса, заслуженная артистка Российской Федерации Полина Кутепова.
Его знаменитая «Кин-дза-дза», в 80-х непринятая властью, стала пародией на жизнь. Иронией на тему раскола общества, где каждый пацак прогибается под чатланина. Фильм – провидение.
— У вас на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько должен присесть?
— Ну, это на глаз.
— Дикари.
Трудоголик, молчаливый в жизни, но красноречивый на съемочной площадке. В 70-х режиссер каждые два года снимает новый фильм. «Афоня» – лидер проката: его посмотрели 60 миллионов зрителей.
«А это меня не касается. Я свое отработал. Ты мастер, ты и думай» – говорит герой картины.
«Я всегда выступаю адвокатом своих героев. Они все с недостатками, как Афоня, тот же самый Мимино, огромное количество глупостей делает и так далее. Но никогда они не переступают ту черту, после которой человек становится противен», – признавался Данелия.
Из Тбилиси в Москву родители Данелии переехали сразу после его рождения. Отец Николай Данелия – главный инженер Метростроя. Мать Мери Джапаридзе – режиссер на «Мосфильме». Поэтому после Архитектурного института Данелия поступил на Высшие режиссерские курсы и почти сразу стал снимать. Фразы из его фильмов стали афоризмами.
— Валико, восемь было, один баран куда делся?
— А себя ты посчитал?
— Нет.
— Так 8 это вместе с тобой было.
— Восемь это со мной было.
«Это был необычный человек. Я ему говорю, ты наверно с другой планеты. Замечательный режиссер, художник, писатель. С таким юмором, что дальше некуда», – киноактер, кинорежиссер, сценарист Вахтанг Кикабидзе.
Данелия умел дружить, как никто другой. За режиссера Александра Серого, когда тот вышел из тюрьмы и был без работы, пошел просить к директору «Мосфильма» Сизову. На работу над фильмом «Джентльмены удачи» дали добро. Данелия помог со сценарием и режиссерской работой. В итоге получился самый данелиевский фильм.
— Моргалы выколю!
— Помогите! Хулиганы зрения лишают!
Режиссер говорил: «Жизнь не сценарий, ее не перепишешь, а жаль». А может оно и к лучшему, что раскадровка жизни Данелии выглядит именно так. Без лишних правок.
Максим Драгнев