Как закончился скандальный Каннский кинофестиваль

В начале церемонии закрытия особого упоминания удостоилисьдва автора, которые не смогли присутствовать на премьерах своих фильмов вКаннах. Председатель жюри Кейт Бланшетт произнесла имена нашего соотечественникаКирилла Серебренникова и иранского режиссера Джафара Панахи. Оба они не доехалидо Канн из-за проблем с законом. Джафар Панахи давно под домашним арестом – оносужден за антиправительственную деятельность иучастие в акциях протеста еще в марте 2010 года. Ему запрещено заниматьсякинематографической деятельность и давать интервью. Однако арест не помешалему подпольно снять 4 фильма, последний из которых – «Три лица» – представилина нынешнем фестивале. Кирилл Серебренников, как известно, арестован в августепрошлого года по подозрению в экономическом преступлении. Однако его друзья иколлеги верят, что причины преследования режиссера кроются в непринятиивластями его художественной деятельности. Эти двое, без сомнения, получиликолоссальную поддержку в первую очередь от организаторов фестиваля, выбравшихих фильмы в конкурс, а также от критиков и зрителей, ни на секунду и забывавшихоб аресте кинематографистов.

Съемочная группа фильма «Лето» вдень премьеры вошла в зал с огромным плакатом, на котором крупно былонапечатано имя отсутствовавшего режиссера. Таблички с именами Панахи иСеребренникова украшали пустые стулья на пресс-конференциях обоих фильмов. И нацеремонии закрытия фестиваля их места были никем не заняты. 

Выразив солидарность сотсутствующими коллегами, члены жюри принялись дальше раздавать призы. И тутпроизошел еще один яркий эпизод церемонии закрытия – выступление Азии Ардженто.Итальянскую актрису, режиссера и певицу пригласили поучаствовать во врученииприза за лучшую женскую роль. К слову, награду получила Самал Еслямова, актрисаиз российского фильма Сергея Дворцевого «Айка». Но прежде имени победительницыгости церемонии услышали нечто неожиданное. «Здесь в 1997 году, когда мне был21 год, меня изнасиловал Харви Вайнштейн» – сказала Азия. Далее итальянкаподелилась своей уверенностью в том, что упомянутый продюсер больше не появитсяна Каннском фестивале и что преступления против женщин больше не будутигнорироваться. «Вам это с рук не сойдет!» – заявила Ардженто, обращаясь кмножеству потенциальных Харви Вайнштейнов, заполнивших огромный зал «Люмьер» фестивального дворца. Смелое и довольно агрессивное выступление произвелосильное впечатление на аудиторию.

Тема сексуальных домогательствсопровождала фестиваль с самого его начала. На встрече с журналистами за деньдо открытия директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо заявил, что осуждаетхарассмент, и заверил, что организаторы фестиваля не будут толерантными ктакого рода злоупотреблениям. Кейт Бланшетт, много раз выражавшая поддержкужертвам сексуальных домогательств, на этом фестивале вновь высказывалась поповоду равноправия полов. Ведь именно неравенство в правах и власти провоцируетзлоупотребления сильной стороны по отношению к зависимой потенциальной жертве.И теперь на финише скандальное обвинение итальянской кинематографистки раскрылотему харассмента во всей красе.

Любое насилие – это зло. Будь тофизическое насилие, сексуальное насилие (в диапазоне от изнасилования донавязчивых непрошеных ухаживаний), лишение человека свободы. Терпимость кнасилию в обществе неуклонно снижается – те его формы, которые раньше были впорядке вещей, теперь выходят за рамки допустимого. И сексуальные домогательства – ярчайший тому пример. Такая тенденция, безусловно, позитивна —она позволяет надеяться, что наши дети будут жить в более безопасном мире.Однако у всякого  явления есть оборотнаясторона. А заключается она в том, что позиция жертвы насилия становитсячрезвычайно выгодной.

Многие теперь задаются вопросом,а был ли шанс у фильма «Лето» оказаться в конкурсе Канн, будь его режиссер насвободе? А у картины «Три лица»? Кстати, оба фильма не остались без призов – музыкальный продюсер фильма Кирилла Серебренникова Рома Зверь, также исполнившийроль Майка Науменко, получил награду за лучший саундтрек к фильму, а лентуДжафара Панахи наградили за сценарий.

Да, жертва на бываетзаинтересована в собственном несчастье. Никто не хочет быть изнасилованным илиоказаться под домашним арестом. И вполне естественно предоставить жертвенекоторые привилегии, дабы компенсировать тот ущерб, который она понесла.Однако компенсация одной несправедливости порождает другую. И теперь всеостальные могут почувствовать себя ущемленными в правах по отношению кнесчастным, но привилегированным жертвам. 

А что думаете Вы?!

Email адрес не будет опубликован.