«Иоланта» уже не та. Михайловский театр добавил классической опере спецэффектов
В Михайловском театре Петербурга сегодня премьера оперы «Иоланта». Знаменитое произведение Петра Чайковского зрители увидят в ультрасовременной постановке Андрея Жолдака. Одним из первых сценический эксперимент оценил корреспондент «МИР 24» Нахид Бабаев.
Первые десять минут оперы полная тишина. Иоланта сбегает со своей свадьбы и из окна внимательно смотрит на гостей. Этой сцены в оригинальной версии оперы – нет. Режиссер Андрей Жолдак дополнил либретто немыми вставками, хотя основа и осталась неприкосновенной. Главная героиня Иоланта – слепая девушка, которая не знает о своем недуге. То, что окружающим кажется тьмой, для нее наполнено светом.
«У каждого разные понятия. Кто-то более консервативный, кто-то наоборот. Это все-таки искусство. Самое важное, что бы мы оставили людей неравнодушными», – сказал музыкальный руководитель постановки Петер Феранец.
Несколько изменились роли и характеры героев. Они стали чуть ближе современному зрителю, и чуть понятнее. Король теперь скорее не король, а олигарх, воспитывающий дочку принцессу.
«Здесь это обычный человек, который испытывает стыд, прежде всего. Жалость, страх», – рассказал исполнитель роли короля Рене Александр Безруков.
Новая постановка вне времени: костюмы современные, а действие происходит сразу и в настоящем, и в будущем, и в прошлом.
Сцена Михайловского театра разделена на две части. Огромная полупрозрачная стена то появляется, то исчезает, обозначая условную границу между реальностью и миражом. Большую роль в опере играют спецэффекты.
«У нас действуют одни и те же артисты, у нас и в мультимедийном пространстве, и в пространстве реальной сцены. Они иногда встречаются сами с собой, иногда видят себя со стороны, иногда не видят. И поэтому это все переплетено», – отметил режиссер мультимедиа, автор светового дизайна Глеб Фильштинский.
Несмотря на все авторские изменения и нововведения, суть истории – борьба света и тьмы внутри каждого человека – осталась.
Нахид Бабаев