Художника Бэнкси и Sotheby’s заподозрили в сговоре ради пиара
Аукционный дом Sotheby’s и один из самых известных уличных художников в мире Бэнкси могли договориться об акции в ходе продажи картины «Девочка с воздушным шаром», чтобы повысить ее дальнейшую стоимость, пишет The New York Times.
Напомним, что 6 октября сразу после того, как картина была продана в ходе торгов за сумму $1,4 млн, в раме включился шредер, и полотно поползло вниз. Реакция окружающих попала на видео и распространилась в социальных сетях.
Владелец галереи современного искусства «Андипа» Акорис Андипа, который имеет коллекцию из более чем 400 работ художника, отнесся к акции скептически. Он не поверил в то, что для задействованных в ней лиц она стала неожиданностью.
Он напомнил, что картина уничтожена не полностью, да и полоски, на которые она разрезана, слишком широкие, так что рисунок виден отчетливо. По его словам, такое действие не только не помешает дальнейшей продаже, но и увеличит стоимость в несколько раз. В пользу версии о сговоре говорит техническая сложность трюка. Ведь «Девочка с воздушным шаром» была в распоряжении Sotheby’s с 2006 года, а за 12 лет любые аккумуляторы должны разрядиться. Кроме того, аукционный дом тщательно проверяет любое произведение искусства, и не заметить встроенный в раму шредер они никак не могли.
Отдельные вопросы вызывают личности покупателя и продавца – оба они предпочли остаться анонимами и делали ставки по телефону.
Тем не менее в Sotheby’s утверждают, что не знали о готовящейся акции, хотя и утверждают, что этот инцидент уже вошел в историю мирового искусста.
С Андипой согласен и владелец лондонской галереи Оффер Уотерман, считающий произошедшее блестящим PR-трюком, поднимающим цену картины. Также отдельные поклонники Бэнкси раскритиковали художника за предательство собственных идеалов, поскольку, по их мнению, после этой акции он стал в ряды «монетизаторов искусства».
Отметим, что сам Бэнкси выложил в инстаграме видео встраивания шредера в раму и сопроводил ее фразой «Стремление к уничтожению также является творческим побуждением». При этом художник приписал ее Пабло Пикассо, хотя в действительности они принадлежат русскому философу Михаилу Бакунину.