Говорит и показывает Москва: как советское телевидение освещало парады Победы?
Как советское телевидение освещало парады Победы, телеканалу «МИР 24» рассказала режиссер советского и российского телевидения, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Калерия Кислова.
— Вы не один раз были режиссером трансляции парадов Победы. Когда Вам предложили заняться этой работой? Почему на Вас пал этот выбор?
Калерия Кислова: Это получилось естественным путем. Я пришла на телевидение в 1961 году, сразу попала в группу, которая занималась работой на ПТС. Уже в 1961 году, когда в Москву прилетел Юрий Гагарин, я сидела на одной из ПТС. С 1962 года я стала работать на Красной Площади на одной из ПТС – тогда было черно-белое телевидение, которое не записывалось, шло живьем, но парады все равно транслировали, правда, они были не 9 мая, а 7 ноября. Парады эти были ежегодно. Я стала работать, будучи режиссером молодежной редакции.
В 1975 году в главной редакции информации меня пригласили на редсовет и сказали, что наш главный редактор – Юрий Александрович Летунов – сказал, что решили поручить мне эту работу – не на ПТС, а главного режиссера трансляций парадов. Я занималась этим ежегодно, до 1990 года, когда был последний в советском государстве парад, который всегда проходил 7 ноября, а 9 мая был парад только по юбилейным датам.
В 1985 году было 2 парада за год – 9 мая и 7 ноября. Все эти годы, потом с 1995 – уже в другом государстве – я была главным режиссером трансляций, и так до 2003 года.
— Трансляции с Красной Площади – это груз ответственности. Как проходила подготовка?
Калерия Кислова: Подготовка начиналась очень рано – месяца за полтора до парада – мне обычно звонили из пресс-центра Министерства обороны и говорили, что начинают тренировки, приглашали приехать. Сначала я ехала одна и с нашим корреспондентом, который отвечал за все тексты, потом мы были на пресс-конференции, смотрели прохождение, что нового, какие дополнения. Где-то за месяц начинали ездить все режиссеры, операторы. Перед трансляцией я всех собирала у себя – камер становилось все больше, мне хотелось показать каждый раз что-то новенькое, добавить новый план. Может быть, телезритель даже не заметит, но мы знали, что это новинка.
ПТС стало семь, потом даже до десяти было, а камер на Красной Площади было очень много – и до 30 доходило: у нас стояла ПТС и на гостинице «Москва», и на гостинице «Россия». Мы выходили за 10-15 минут до парада, показывали Москву, появлялся Кириллов с Шатиловой или Кириллов с Лихитченко на трибунах – у него партнерша менялась, но Кириллов всегда оставался Кирилловым, и он начинал ровно в 10, говорил: «Внимание, внимание! Говорит и показывает Москва».
Техника была не такой, как сейчас, – оптика была другая. На Красной Площади стояла ПТС напротив трибун на ГУМе – оттуда можно было показать общий план трибуны Мавзолея, нельзя было укрупнить, показать выступающего, всех стоящих, поэтому перед Мавзолеем был выстроен помост трехметровой высоты, который назывался станком, на нем помещались все камеры. Туда же кинокамеры просились, проводили съемки, так что камер было 27-29 на параде.
— Сильно изменился шаблон, картинка парада тогда и сейчас?
Калерия Кислова: Нет, когда начинала работать группа, которая работает сейчас, они тоже на ощупь шли, повторялось то, что было наработано у нас. Я не могу сказать, чтобы очень отличалась. В 80-е годы мы работали уже в цвете, работали неплохо.
— Скоординировать огромное количество людей очень сложно. Что было самым трудным в этой организации?
Калерия Кислова: Не было сложностей. Работали все с желанием. Самое главное, что никто не отказывался. Трудно назвать кого-то одного. Допустим, оператор был Борис Кипарисов, Володя Полухин, Володя Куликов – все прекрасные специалисты.
Во время парадов 7 ноября погода была разной: иногда очень холодно, снег, дождь, операторы работали под дождем. Камера стояла на «лягушке», почти на земле оператор лежал, на него ехали танки, а он показывал гусеницы крупно или идущий строй, сапоги, а они шли на него. А на Спасской башне у нас две камеры стояло – под часами и над часами. Или на крыше ГУМа холодно иногда, ветер, запасные операторы есть, но он стоит и не уходит. Иногда скажешь, чтобы поменялись, но они работали. Было очень легко с ними работать.
Я вела парады не только в Москве, но и в других городах: вела в Минске, в Киеве, в Тбилиси, в Алма-Ате – там были другие даты. В Тбилиси их праздник в конце мая, в Алма-Ате осенью, в Минске 9 мая – я ездила туда, брала несколько операторов своих. Мы ехали, переставляли камеры, как нам надо, проводили трансляции.