«Белому солнцу пустыни» – 50: как снимали приключения красноармейца Сухова

«Белому солнцу пустыни» – 50: как снимали приключения красноармейца Сухова

Культовое кино. 50 лет назад в советских кинотеатрах впервые показали «Белое солнце пустыни». Фильм, которому прокатчики поставили всего лишь вторую категорию, в результате посмотрели десятки миллионов человек. А сама картина разошлась на цитаты. Без ее просмотра даже космонавты теперь не летают. Как снимали приключения красноармейца Сухова – в сюжете корреспондента «МИР 24» Анастасии Лиходедовой.

Сухов в исполнении Анатолия Кузнецова получился именно таким, каким видел его режиссер. Никакой не супермен. Скорее, солдат из старой русской сказки: пули не боится, кашу из топора сварит и подход к женщинам найдет.

Эта голова, торчащая из песка, всегда наводила ужас на зрителя. Актер Спартак Мишулин ради этой сцены сидел в песке три дня. Закапывали его рано утром, а снимали ближе к обеду – ждали, пока песок раскалится, вены на лице артиста вздуются, а кожа приобретет нездоровый оттенок. Но после того, как пленку проявили, выяснилось, что на лучшем дубле – брак. Пришлось закапывать артиста заново.

Съемочная группа мучилась под палящим солнцем. Фильм снимали в дагестанской степи и в туркменской пустыне. Больше всего доставалось девушкам из гарема. Они были укутаны в чадру. Настоящую – из конского волоса. При многочасовых сменах в палящую жару эта одежда превращалась в душегубку.

«Женитьба Бальзаминова»«Белому солнцу пустыни» – 50: как снимали приключения красноармейца СуховаКак актеры страдали на съемках«Я первая, конечно же, устроила революцию. Сказала, почему мы должны в таких условиях работать. И они прислушались. На планах, где бархан и ходят маленькие фигуры, показывали переодетых солдат», – рассказала актриса Татьяна Ткач.

А вот банду Абдуллы набирали по питерским пивнушкам. Нужны были люди со слегка потрепанными лицами. Красавец Абдулла на их фоне сильно отличался.

Этот колоритный парень с тяжелым взглядом – настоящий бандит. На съемки попал случайно. Под Махачкалой съемочную группу обокрали – унесли ценные реквизиты времен Гражданской войны. Спас всех режиссер.

«Он поехал в город – в так называемый район, и спросил, кто здесь держит город. Ему сказали – Али. Он обратился к этому Али, рассказал о ситуации. Тот обещал помочь. Он сказал: «А я за это вам дам роль», – рассказал историк кино Александр Шпагин. Песня Булата Окуджавы в исполнении Павла Луспекаева стала одной из самых любимых и узнаваемых в стране. Полвека ее поют новобранцы, кадровые офицеры и, конечно, таможенники.

Артист Павел Луспекаев финальные сцены доигрывал под обезболивающими – дали о себе знать раны войны. У актера-фронтовика были ампутированы ступни. Каждый шаг на протезах давался с трудом.

Как раз удача культовый советский блокбастер обходила стороной. Цензура беспощадно правила текст. Когда съемки закончились, потребовали 30 правок, но режиссер отказался, поэтому лента легла на полку. Спас случай, точнее, генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев. Ему лента понравилась, и пришлось чиновникам срочно пускать ее в прокат.

«Он запросил себе в домашний кинотеатр на дачу вестерн. А никакого вестерна американского не было. Ему сказали: «Есть тут наш один». Он: «Ну давайте», – говорит Александр Шпагин.

Сейчас «Белое солнце» даже стало символом российской космонавтики. Перед каждым вылетом будущие покорители космоса обязательно смотрят этот фильм.

«Белому солнцу пустыни» – 50: как снимали приключения красноармейца Сухова
«Белому солнцу пустыни» – 50: как снимали приключения красноармейца Сухова«Белому солнцу пустыни» – 50: как снимали приключения красноармейца Сухова«Белому солнцу пустыни» – 50: как снимали приключения красноармейца Сухова«Белому солнцу пустыни» – 50: как снимали приключения красноармейца Сухова

Анастасия Лиходедова

А что думаете Вы?!

Email адрес не будет опубликован.