Андрей Кончаловский: «Дорогие товарищи» – драматическая история, которая исследует человеческую душу. ЭКСКЛЮЗИВ
Фильм «Дорогие товарищи» представит Россию на Венецианском кинофестивале. Как шла работа над картиной, каковы ожидания от фестиваля, телеканалу «МИР 24» рассказал народный артист РСФСР, режиссер Андрей Кончаловский.
— Почему Вы решили экранизировать Новочеркасскую трагедию? И почему именно сейчас?
Андрей Кончаловский: Любая тема приходит без рациональных объяснений. Это как спросить композитора, почему он решил написать пятую симфонию? Рационального объяснения творческому процессу я давать не могу и не хочу. Мне показалось, что тема драматическая, которая дает возможность исследовать человеческую душу.
— О чем эта картина? О трагедии человека, который переживает крах идеалов? О насилии государства?
Андрей Кончаловский: Когда демонстрацию людей, которые пришли требовать справедливости, начинают расстреливать, неизбежно возникает человеческая трагедия. У меня не было желания делать что-либо с точки зрения политики актуальное. Это ужасное слово, оно абсолютно вульгаризировано. Актуально – это то, что волнует. Если вы плачете, смеетесь, пугаетесь, когда смотрите картину, это актуально. Если вы смотрите и говорите «круто», это что-то другое. Я стараюсь заниматься искусством. Искусство должно возбуждать чувства.
— Главная роль изначально была написана для Юлии Высоцкой?
Андрей Кончаловский: Идея сделать центральным характером партийного работника-женщину пришла после того, как я понял, что Юлия может сделать серьезную, большую трагическую роль, поэтому выбора не было. Я знал, что это будет делать она. Мне хотелось сделать героиню советским партийным работником, таким, каким были наши родители. В той или иной степени они все прошли войну, строили коммунизм, верили, что строят светлое будущее. Она, конечно, не Зоя Космодемьянская, но это примеры такого рода – убежденные люди, которые прошли войну, которые знали, за что они умирали, боролись. Я хочу отдать дань уважения и памяти этим людям.
— То, что Юлия Высоцкая родом из Новочеркасска, помогло ей в работе над ролью?
Андрей Кончаловский: Что касается Новочеркасска, то облегчило во многом, потому что она там своя, она может говорить на этом говоре южном, ей не нужно было усилий, чтобы стать там своей.
— Что было самым сложным в работе над фильмом?
Андрей Кончаловский: Восстановить всю эпоху, 60-е годы. Этот так же сложно, как восстановить 19-й век. Все ушло – машин этих нет, телефонов-автоматов нет, таких гастрономов нет. Мы хотели создать картину, очень точно воспроизводящую эпоху. Сегодня является одним из главных недостатков современного кино, что режиссеры, снимающие картины про разные эпохи, – революцию или перестройку, оттепель, эпохи не чувствуют. Очень много сейчас подражания Голливуду, а голливудские фильмы не имеют запаха, они сделаны из пластмассы.
Для меня главным было восстановить запах эпохи, советские лица. Они другие, чем сегодня. Они не знали, что такое селфи, у нас проклятие селфи – все хотят сняться и выглядеть вместо того, чтобы быть.
— Какую роль в фильме играет музыка? Вы сразу знали, что в нем прозвучит Дунаевский?
Андрей Кончаловский: В картине это играет очень важную роль, как символ той эпохи, эпохи Сталина, эпохи Победы, трагической эпохи последних лет жизни Сталина.
— Сколько времени Вы работали над фильмом «Дорогие товарищи»?
Андрей Кончаловский: Когда меня спрашивают, долго ли я готовился к картине, я говорю, что к этой картине я готовился 60 лет, с тех пор, как начал снимать кино. До этого я мог сказать 58, до этого мог сказать – 56. Когда начинаешь снимать первый фильм, ты уже готовишься к тому, что будет через 50 лет, если еще есть желание снимать.
— Кто помогал Вам в создании картины?
Андрей Кончаловский: Я вряд ли бы снял эту картину, если бы у меня не было моих соратников, друзей. Соавтор Елена Киселева – как актриса, которая играет главную роль, главный продюсер картины Алишер Усманов, без которого я вряд ли нашел бы все средства, чтобы снять этот фильм. Мы с Алишером Усмановым уже снимаем третью картину, я очень ему благодарен, что он дает мне возможность творить свободно, не думая о том, что фильм должен быть обязательно кассовым или зрелищным, и что обязательно надо вернуть вложенные деньги.
— В Венеции Вы – новичок. Какие ожидания сейчас?
Андрей Кончаловский: Я очень люблю закаты. Закаты солнца в Венеции на острове Джудекка очень красивые. Это самое главное ожидание я несу в себе уже месяц, с тех пор как узнал, что картина едет в Венецию.
— Премьера в Венеции 7 сентября, а когда в России?
Андрей Кончаловский: Я хотел бы, чтобы картина вышла 7 ноября этого года в годовщину Великой Октябрьской cоциалистической революции. Это было бы правильно.